Повышать престиж профессии

Совершенствование системы непрерывного профессионального обучения, направленной на обеспечение отрасли квалифицированным персоналом и повышение качества подготовки рабочих (служащих) в условиях инновационного развития железнодорожного транспорта находится под постоянным вниманием руководства Белорусской железной дороги.

Гом_05191-МигиринИменно об этом шла речь на совещании под председательством начальника Белорусской магистрали, которое состоялось в Гомеле.

Неслучайно местом его проведения выбрали Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, образованный в 2014 году, в состав которого вошли Гомельский, Барановичский и Могилевский учебные центры, являвшиеся ранее обособленными структурными подразделениями отделений Белорусской железной дороги. Основная цель его создания – обучение персонала в соответствии с потребностями предприятий на основе единых принципов образования. Многое в этом направлении уже сделано. В частности, утвержден стандарт «Организация непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) на Белорусской железной дороге». Он устанавливает порядок и критерии отбора слушателей для направления в Дорожный центр, определяет требования к образовательному процессу, планированию учебной работы, оснащению материально-технической базы, кадровому обеспечению и т. д.
Совершенствование нормативных документов позволило урегулировать вопросы по срокам обучения. Так, например, сократилась продолжительность учебы по профессиям «проводник пассажирского вагона», «приемосдатчик груза и багажа», «осмотрщик-ремонтник вагонов» и другие.
Откорректированы требования к наличию квалификаций и стажа работы при обучении машинистов локомотивов. В течение года возросла потребность в подготовке стропальщиков, составителей поездов, дефектоскопистов по магнитному и ультразвуковому контролю. В 2014/2015 учебном году организовано обучение бригадиров (освобожденных) для предприятий путевого и вагонного хозяйств, стрелков для Военизированной охраны, наладчиков железнодорожно-строительных машин для дистанций пути. В текущем – впервые проводится подготовка по программам повышения квалификации операторов дефектоскопной тележки, дефектоскопистов по магнитному и ультразвуковому контролю. А также электромехаников разных участков, руководителей, ответственных за неразрушающий контроль в вагонных депо, инженеров (техников) по расшифровке дефектограмм для путевого хозяйства, машинистов-инструкторов локомотивных бригад.
Совершенствование системы нужно продолжать. Как отметила в своем выступлении заместитель начальника службы организационно-кадровой работы Управления Белорусской магистрали Тамара Калинина, сегодня работу Дорожного центра необходимо рассматривать с позиций задач, которые стоят перед Белорусской железной дорогой. Качественного обновления требует содержание учебно-программной документации, ее связь с быстро меняющимися условиями производства. Для эффективного использования кадров нужны работники, владеющие несколькими компетенциями. Дорожному центру необходимо постоянно повышать и поддерживать профессиональный уровень преподавательского состава, организовывать стажировки, в том числе за рубежом, обновлять содержание учебных программ, а также перечень профессий с учетом потребностей организаций в техническом перевооружении и модернизации производства.
Затрагивалась на совещании и тема обучения рабочих непосредственно на предприятиях. Это имеет свои плюсы: оперативность, быстрое реагирование на восполнение кадрового потенциала, менее затратную финансовую составляющую. Однако качество этой работы требует повышения. В частности, наставников также необходимо периодически обучать, чтобы они в полном объеме владели учебно-программным материалом и были профессионально компетентны.
На совещании отмечалось, что эффективность обучения в Дорожном центре по сравнению с обучением на производстве гораздо выше. Хотя имеющиеся ресурсы центром реализованы не в полной мере.
Внесены предложения об организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Дорожном центре по ряду профессий рабочих (служащих), связанных с безопасностью движения, исключая их обучение на производстве.
Подводя итоги, начальник дороги Владимир Морозов подчеркнул важность качественно нового уровня системы непрерывного профессионального образования. Подготовка кадров должна проводиться с учетом современных информационных технологий, с использованием мультимедийных, электронных учебных пособий по устройству и эксплуатации механизмов, оборудования, подвижного состава, применяемого на магистрали, распространением передового опыта. Уровень профессионального образования должен опережать уровень развития производства. Важно устранить пробел в материально-техническом обеспечении Дорожного центра, предусмотреть закупку современных тренажеров, создать нормативную базу, регламентирующую периодичность повышения профессионального уровня работников. Следует рассмотреть возможность перехода от индивидуального обучения в условиях производства к организованному – в Дорожном центре и других учреждениях образования железнодорожного транспорта. Использовать автоматизированную систему проверки знаний в организациях при отборе слушателей на обучение в Дорожный центр, а также в самом центре при проведении входного, промежуточного и итогового контроля знаний по профессиям, связанным с безопасностью движения поездов. Необходимо повышать престиж профессии железнодорожника, широко информировать общественность о возможностях ее приобретения, подвел итоги Владимир Морозов.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика