Лента времени: 11 — 17 октября

С большим коммерческим успехом

75 лет назад в Нью-Йорке прошла мировая премьера фильма «Великий диктатор» – политической киносатиры на Гитлера.

Свою первую полнометражную (124 минуты) звуковую ленту Чарли Чаплин снял по собственному сценарию на своей студии и на свои же 2 млн. долларов. Режиссер одновременно выступил в двух главных ролях – симпатичного еврея-цирюльника и Аденоида Хинкеля, изображающего германского фюрера. Фильм содержит некоторые из наиболее известных сцен Чаплина. Речь Хинкеля в начале картины – весьма правдоподобная пародия на ораторский стиль Гитлера. Интересна сцена, в которой цирюльник бреет клиента под звуки «Венгерского танца № 5» Иоганнеса Брамса. Но самая известная сцена – та, в которой очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом (вернее, с воздушным шаром в виде глобуса) под звуки одной из увертюр Вагнера. Этот фильм был очень нетипичен для того времени, так как в период его создания США и Германия еще находились в состоянии мира. Картина имела большой коммерческий успех, и в то же время была весьма спорной из-за политической подоплеки. По воспоминаниям советского маршала Мерецкова, в годы войны «Великий диктатор» предложили для проката в СССР, но после закрытого просмотра для Сталина картина так и не вышла на большие экраны Советского Союза. «Великий диктатор» был запрещен для демонстрации во всех оккупированных Германией странах и вышел, например, во Франции только 4 апреля 1945 года, то есть после полного освобождения от захватчиков. А в Испании он не показывался вплоть до смерти другого диктатора – Франко. Интересно, что единственные премии, которые с опозданием получила эта картина, были инициированы в Японии и Финляндии, то есть у бывших союзников гитлеровского режима.


348200_b7ce71ef24c34b5ec5927513753c57a6Первый, но не последний

45 лет назад совершен первый успешный угон советского самолета.

15 октября 1970 года самолет Ан-24 совершал рейс Батуми – Сухуми – Краснодар. На борту находились 46 пассажиров. В первом ряду сидели бывший заведующий магазином в Вильнюсе Пранас Бразинскас и его 15-летний сын Альгирдас. Злоумышленники были вооружены обрезами, пистолетом и ручной гранатой. Через пять минут после взлета, когда самолет поднялся на высоту 800 метров, Бразинскасы вызвали стюардессу и передали ей записку. 19-летняя бортпроводница Надежда Курченко развернула листок и увидела напечатанное на нем требование изменить маршрут и посадить самолет в Турции. Далее события развивались со стремительной быстротой. Стюардесса крикнула «Нападение!» и преградила террористам путь в кабину пилотов. В тот же миг она была убита выстрелом в сердце. Бандиты ворвались в кабину и начали беспорядочную стрельбу. Под прицелом оружия пилоты пересекли границу и посадили самолет в турецком Трабзоне. Власти этой страны категорически отказались выдать преступников СССР. Они приговорили старшего Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его сына – к двум. Но уже четыре года спустя Пранас Бразинскас освободился по амнистии, вместе с сыном перебрался в Венесуэлу, а затем в США. В 2002 году имена первых советских террористов вновь оказались на слуху. Старший Бразинскас был найден убитым в собственном доме. Следствие установило, что убийство совершил его сын, нанеся отцу восемь ударов тяжелым предметом по голове. Суд присяжных приговорил Альгирдаса к 16 годам заключения. Угон Ан-24 в 1970-м стал первым в истории СССР успешным терактом в гражданской авиации, хотя несколько подобных попыток предпринималось и раньше. Стюардессу Надежду Курченко посмертно наградили орденом Красного Знамени. Самолет, совершавший злополучный рейс, после возвращения в СССР еще долго летал с ее фотографией в салоне.


1296884787_32Вокруг большого озера

110 лет назад принята в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога (КБЖД).

Это название использовалось во время постройки и первые годы эксплуатации по отношению к участку Забайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Мысовая протяженностью 260 км. Сейчас он входит в состав Восточно-Сибирской магистрали. А в настоящий момент под Кругобайкальской железной дорогой обычно подразумевают являющийся с 1956 года тупиковым участок от станции Слюдянка-2 до станции Байкал. Из-за сложного рельефа местности Кругобайкалка изобилует всевозможными инженерными сооружениями, ее строили, прорубаясь сквозь скалы, перебираясь через ручьи и реки. При этом творение человеческих рук органично влилось в природный ландшафт. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд. На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них – 777 м через мыс Половинный), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5) и 3 железобетонных, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями дорога не имеет равных на постсоветском пространстве и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не перестраивались в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века. После ввода в эксплуатацию в 1949 году дублирующего участка линия от Иркутска до Слюдянки через поселок Байкал потеряла былое значение. В настоящий момент по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день – туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал – 4 часа 40 минут. Также периодически ходят туристические поезда, в том числе на паровозной тяге и с вагонами в стиле ретро. В 1982 году участок Байкал – Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану.


Kyolnskij-sobor-fotoСобор с историей

135 лет назад, спустя 632 года после закладки первого камня, завершено строительство Кельнского собора.

Некогда самое высокое здание мира ныне занимает третье место в списке самых высоких церквей. У тех, кто впервые видит это грандиозное сооружение, действительно захватывает дух. Сразу и навсегда впечатляет колоссальный размер – 157 метров в высоту. Два шпиля пронзают небо на высоте десятиэтажного здания, доминируя над древним городом. Трудно поверить, что этот храм, ставший символом Кельна, был задуман в средневековье. Древняя легенда рассказывает, что архитектор Герхард, который был не в силах выполнить чертежи будущего собора, призвал на помощь дьявола. Тот сразу предложил свои услуги в обмен на душу зодчего. Уговор должен был свершиться на заре после первых криков петухов. Но жена архитектора подслушала беседу и решила спасти мужа. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи и забрал ее душу. Обман вскрылся, но было уже поздно. Тогда дьявол сказал, что город Кельн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться
Кельнский собор. Работы в этом сооружении не прекращаются и сегодня. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро ежегодно. Так, в 2007 году он обрел витражи на южных окнах, которые были восстановлены по чертежам. Интересно, что во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь город, менее других зданий пострадал именно храм. Летчики берегли Кельнский собор, так как использовали его в качестве географического ориентира.


200px-Margaret_ThatcherМужчинам на зависть

90 лет назад на свет появилась «Железная леди», ставшая первой женщиной премьер-министром в Европе.

Маргарет Тэтчер занимала этот пост больше, чем кто-либо в Старом Свете в ХХ веке, и ознаменовала собой целую эпоху. Ее смелость и уверенность в принятии политических решений, которые даже соратникам казались безумием, позволили «Железной леди» стать частью мировой истории. И, по сути, это она изменила представление о политике как о сфере деятельности только для мужчин. Маргарет Хильда Тэтчер родилась 13 октября 1925 года в небольшом городке Грантеме, на родине Исаака Ньютона. Воспитанием дочери занимался отец. Безумно любивший маленькую Маргарет, он пытался претворить в ее жизни все, чего сам не смог достичь. Она поступила в Оксфорд, где занималась исследованиями в области практической химии, затем окончила юридический факультет. В 1950 году Тэтчер впервые баллотировалась в парламент, но попытка оказалась неудачной. В 1970-м она была назначена на должность министра просвещения и науки, а спустя пять лет победила на выборах и стала лидером Консервативной партии. С 1979 года Маргарет Тэтчер – премьер-министр Великобритании. Будучи главой правительства, она провела многие политические и экономические реформы – ее политика основывалась на приватизации государственных компаний и уменьшении влияния профсоюзов. За время ее нахождения у власти ядерные силы Великобритании выросли втрое, была одержана победа над Аргентиной в Фолклендской войне в 1982 году (что позволило восстановить контроль над одноименными островами в Атлантическом океане). Во внешней политике Тэтчер во многом ориентировалась на США и также с недоверием относилась к СССР. Однако она одной из первых в ноябре 1988 года, за год до падения Берлинской стены, заявила об окончании холодной войны. Прослужив на посту премьер-министра 11 лет, она стала Членом палаты лордов и довольно долго оставалась действующим политиком. Экс-премьер-министр Соединенного Королевства, выдающаяся женщина и политик Маргарет Тэтчер скончалась 8 апреля 2013 года в Лондоне в возрасте 87 лет. Причиной смерти «Железной леди» стал инсульт.


В скуке и забвении

200 лет назад началась ссылка Наполеона Бонапарта на остров Святой Елены в Атлантике.

Нога экс-императора ступила на каменистую землю, ставшую тихим прибежищем после бурной, наполненной боями и сражениями жизни, в октябре 1815 года. Сопровождали его адъютанты и многочисленный обслуживающий персонал. Потянулись однообразные, скучные дни, все как один, похожие друг на друга. На стенах, ограждающих территорию, стояли часовые. Всего же охрана императора состояла из 3 тыс. человек. Присутствовали здесь также комиссары держав – победительниц, контролировавшие каждый шаг Бонапарта. Его переписка тщательно проверялась. любые, даже самые незначительные просьбы согласовывались с губернатором острова. Император был обязан два раза в день являться перед комиссарами, дабы они могли удостовериться, что он, живой и здоровый, находится на острове. Все это угнетало гордый нрав Наполеона, выбивало из колеи. Но несмотря ни на что, он старался выглядеть бодрым, энергичным и полным оптимизма. Поначалу император на здоровье не жаловался, чувствовал себя хорошо и строил планы на будущее. Первые симптомы непонятного заболевания стали наблюдаться у него в середине 1818 года. Прибывший на остров лечащий врач поставил однозначный диагноз – рак желудка. Самочувствие Наполеона постоянно ухудшалось, и он умер 5 мая 1821 года. Похоронили опального императора рядом с его поместьем. Смерть Наполеона принесла огромную радость и облегчение властителям Европы. Человек, вызывающий у них ничем неприкрытый страх, наконец-то канул в небытие, оставив о себе только память, которая с прошествием лет превратила его в фигуру легендарную, и, по мнению некоторых, достойную поклонения и всяческого подражания. В 1840 году король Франции Луи-Филипп I распорядился перенести останки Наполеона Бонапарта в Париж.

Яндекс.Метрика