На байдарках – по Чирко-Кеми отправились в путешествие работники локомотивного депо Брест

Сплав на байдарках – занятие для настоящих туристов – смелых и решительных, физически выносливых, готовых в любую минуту оказать помощь своей команде.

IMG01410А еще это не только непередаваемые ощущения, но и вызов стихии, особенно когда преодолеваешь водные пороги и препятствия. Представители локомотивного депо Брест предпочитают именно такой отдых – на природе, вдали от городской суеты. Причем для железнодорожников не составляет труда отправиться в поездку по незнакомым местам за сотни, а порой и тысячи километров от дома.

На предприятии сформировалась команда единомышленников, которая ежегодно совершает несколько походов. И каждый раз железнодорожники открывают для себя новые маршруты и получают массу впечатлений. Так было и в нынешнем году – брестчане побывали на одной из красивейших рек Карелии – Чирко-Кеми, которая расположена на севере этого региона. Она берет начало из озера Наоманго на Западно-Карельской возвышенности и впадает в Белое море. Протяженность реки – 221 км. Полностью проплыть по ней от истока до устья туристам не удалось, но они были рады, что преодолели большую ее часть – свыше 120 км. Путешествие посвятили юбилею своего туристического клуба «Юнона», созданного в депо.
– В него входят железнодорожники, которые активно занимаются туризмом, в частности, сплавом по рекам, – рассказал один из участников похода по Чирко-Кеми Алексей Львов. – В нынешнем году нашему клубу исполнилось 30 лет, а назвали его в честь знаменитой рок-оперы композитора Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». Вот уже тридцать лет мы совершаем водные походы – не только по Беларуси, но и России, Украине.

Осторожно: пороги

На север Карелии в этот раз отправилась команда в составе восьми человек. Компания подобралась опытная – Виталий Романович, Владислав Снытко, Владимир Левчук, Александр Миляшенков (сейчас на заслуженном отдыхе) с сыном Денисом, Евгений Комбуль, Олег Горбун и бывший работник предприятия Алексей Львов (в прошлом году он ушел на пенсию). С собой взяли все необходимое – четыре байдарки (таймени), палатки, спальники, топор, пилу, веревки, спички, а также запасы провианта.
– Из Бреста добирались железнодорожным транспортом до Петрозаводска, потом сделали пересадку на поезд, следующий до пограничной станции Костомукша, – рассказывает Виталий Романович. – Не доезжая до нее, вышли в поселке Муезерский. Здесь и стартовал наш маршрут. Мы отправились вниз по реке Муезерка, которая впадает в Чирко-Кемь.
2013_0305_062657_032(подвал-1)[19-12-00]Муезерка берет свое начало из озера Муй на высоте около 193 м над уровнем моря. За два дня железнодорожники преодолели 30 километров. Глубина реки небольшая – около полутора метров, а скорость течения до полуметра в секунду, поэтому сплавляться по ней не составляло особого труда. На 119-м километре Муезерка впадает в Чирко-Кемь, которая значительно глубже, поэтому сложнее для сплава. Обе реки схожи своими берегами и количеством встречающихся разливов озерного типа (Чирко-Кемь, например, питают своими водами такие озера, как Акан-ярви, Колонг, Кальви, Хиж, Шиг-ярви и другие), но различаются сложностью порогов – каменистые участки с повышенной скоростью течения. Именно такие препятствия всегда привлекают туристов, желающих «прокатиться» с ветерком и получить порцию адреналина. Хотя это и не безопасно.
– Пороги стали для нас серьезным испытанием – их слышишь издалека, а когда приближаешься, то появляются ощущения, будто рядом движущийся состав, и только потом замечаешь первые буруны на воде, – признался Виталий Романович. – Пороги бывают разной степени сложности – у нас в основном встречались третьей и четвертой (кстати, самый опасный из них на этой реке имеет название Тахко-Падун и представляет огромный слив с котлом посередине). Во время сплава видели так называемые ряжевые стенки – искусственные преграды из валунов вдоль берега. Они предназначены для изменения направления течения. В советские годы по этой реке сплавляли лес, и чтобы направить бревна в нужное русло, строили такие стенки. Мы поволновались, когда нашу байдарку течением бросало в разные стороны. Мне даже немного не повезло – во время вхождения в порог сломалось дюралевое весло. Однако хорошо, что не перевернулись, досталось бы тогда. А вообще мы шли уверенно и справились со сложной дистанцией. Выручал опыт и слаженность действий всей дружной команды.
Алексей Львов часто повторяет, что путешествие по рекам Карелии – хорошая возможность «обкатать» туристов-новичков. По его мнению, тот, кто здесь побывал хоть раз, поймет, что такое настоящий сплав на байдарках. Однако на сей раз даже опытным железнодорожникам пришлось нелегко. Во время сплава постоянно дул сильный встречный ветер, который затруднял движение. Байдарку часто сносило течением, поэтому нужно было не сбиться с курса. При этом очень уставали руки от монотонной физической работы. Местами ветер менялся и дул в спину путешественникам – они только и успевали держать весла, чтобы плыть в нужном направлении. Скорость движения достигала 10 км/ч. Цель у всех была одна – держаться вместе, чтобы не отстать от своей команды.
– С погодой нам не всегда везло – мало того, что днем температура была в пределах +12 – 150С, а ночью – +5 – 60С, так еще постоянно шел дождь, – отметил Виталий Романович. – Несмотря на такой дискомфорт, никто не простудился. А когда обнаружили охотничий домик в лесу, смогли погреться и высушить одежду. Его хозяин предоставил нам ночлег с русской баней, а ужином стала рыба, которую выловили в реке. Ее здесь много – как говорят местные жители, только ленивый не поймает.

IMG_2055Не природа – сказка

Каждый день железнодорожники проходили по Чирко-Кеми около 15 километров. Специально для похода они полностью поменяли всю амуницию, отремонтировали байдарки, которые испытали в действии. Передвигались по два человека в каждой таймени. По словам Алексея Львова, оптимальная группа по численности для похода – восемь человек. Ведь чем больше туристов, тем медленнее проходишь запланированное расстояние (соответственно, чем меньше состав, тем быстрее передвигаешься). Однако с другой стороны, путешествуя самостоятельно в байдарке, в случае опасности и помощи ждать не от кого.
Временные стоянки железнодорожники делали на берегу реки, здесь же размещали свои палатки, разводили костер и готовили пищу. Особенно поразили их белые ночи – начинает смеркаться, и вот уже рассвет – все происходит незаметно.
– Природа здесь удивительной красоты – встречаются многометровые скальные гряды или сельги, как их называют в Карелии, – рассказывает Виталий Романович. – А многочисленные озера буквально опоясывают Чирко-Кемь с разных сторон, поэтому сбиться с маршрута очень легко. Река – восхитительна и разнообразна, с извилистыми участками, множеством порогов и перекатов, длинными плесами и «бочками». Не случайно говорят, что Чирко-Кемь – одна из спортивных рек Карелии. Поэтому сюда хочется возвращаться снова и снова.
Две недели путешествия пролетели незаметно. Свой маршрут железнодорожники закончили в поселке Боровой. Потом транспортом ехали около 100 км до Костомукши и далее до Санкт-Петербурга. В северной столице совершили экскурсию по городу, который впечатлил своей архитектурой и памятниками.
На обратном пути в Брест обсуждали поездку и строили планы на будущий год. Алексей Львов предложил отправиться на реки Теберда на Северном Кавказе или Белую на Южном Урале (самый крупный приток Камы). Виталий Романович хотел бы посмотреть на реку Черный Черемош, которая протекает в Восточных Карпатах… Впрочем, у них еще много времени все хорошенько обдумать и выбрать новый маршрут.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика