Дорожная диагностика: пути развития

Будущее дорожных лабораторий обсуждалось на расширенном совещании под председательством начальника Белорусской железной дороги с участием причастных служб Управления и представителей Конструкторско-технического центра магистрали.

IMG_5597Говорили как о направлениях развития диагностики в целом, так и о конкретных предложениях по совершенствованию структуры и эффективности работы лабораторий КТЦ в частности. 

IMG_5620

Начальник тормозоиспытательного вагона-лаборатории Сергей Кононученко демонстрирует имеющееся оборудование

Повышенный интерес к ним не случаен. Основой для работы вагонов-лабораторий является ПТЭ. Предназначенные для исследования состояния инфраструктуры дороги, они дают возможность выявить и вовремя устранить предотказные состояния. А значит, играют немаловажную роль в обеспечении бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
Увидеть сразу несколько дорожных лабораторий одновременно – удача для журналиста. Ведь работают они практически на всем полигоне Белорусской магистрали. Те, что курсируют сегодня, представляют собой настоящие дома на колесах. Заходишь – есть кухня, столовая, зона отдыха. Рабочее помещение, благодаря обилию компьютеров и мониторов, очень напоминает офис.

За работой - начальник отдела автоматизированной системы контроля вагона-лаборатории телемеханики, автоматики и связи Андрей Хилькевич

За работой — начальник отдела автоматизированной системы контроля вагона-лаборатории телемеханики, автоматики и связи Андрей Хилькевич

Самый молодой из представленного «трио» вагон-лаборатория телемеханики, автоматики и связи. Современное оборудование в нем установили в прошлом году. По своим характеристикам оно не уступает аналогам, применяемым на сети дорог стран СНГ и Балтии. Это совместная разработка специалистов КТЦ и одного из отечественных научных предприятий. Вагон проверяет работу сразу нескольких систем – параметры ЛСН (автоматизированной локомотивной сигнализации непрерывного типа), поездной радиосвязи и КТСМ (комплекса технических средств диагностики подвижного состава).

Такое оборудование вагона-лаборатории телемеханики, автоматики и связи проверяет, как среагируют на определенном участке на нагревание букс напольные устройства

Такое оборудование вагона-лаборатории телемеханики, автоматики и связи проверяет, как среагируют на определенном участке на нагревание букс напольные устройства

– Что касается проверки устройств КТСМ, то во время движения поезда нагревательные «утюги», которые устанавливаются в районе колесных пар, искусственно имитируют аварийную ситуацию нагревания букс. Таким образом оборудование проверяет, как среагируют на эту неисправность напольные устройства на определенном участке. Такая диагностика хороша тем, что она исключает человеческий фактор. Ведь механику, для того чтобы проверить устройства, нужно пройти не один километр. А наш вагон некоторые участки дороги проезжает не один, а два-три раза. Кроме того, человек способен ошибаться – автоматика же такой риск полностью исключает, – делится спецификой работы вагона-лаборатории его начальник Василий Голик. – Сейчас нам надо одолеть следующую ступеньку: данных, которые мы получаем, очень много, обработать их вручную практически невозможно. Остро назрела необходимость в разработке программы, которая будет это делать в автоматическом режиме и обеспечивать передачу обработанной информации в дорожную базу данных.
Кстати, во время осмотра вагона-лаборатории руководством дороги дано такое поручение специалистам КТЦ. Однако это лишь часть решения проблемы. Специалисты Конструкторско-технического центра считают, что надо идти дальше и создавать подразделение по внедрению и развитию готовых продуктов и сопровождению программно-
аппаратных средств диагностики и мониторинга состояния технических средств инфраструктуры, тягового и подвижного состава, где будут анализироваться и обобщаться данные всех систем и устройств диагностики, включая и вагоны-лаборатории. Сегодня их на магистрали десять. В своем составе они имеют 16 пассажирских вагонов специально-технического назначения по различным направлениям диагностики. Это путевая инфраструктура, контактная сеть, автоматика, телемеханика и связь, тормозные системы, тяговые характеристики, средства измерений и стендовое оборудование. Чтобы оптимизировать их работу, руководитель КТЦ Михаил Федорцов выступил с предложением укрупнить отраслевые дорожные лаборатории с учетом видов и направлений их деятельности. Это позволит более эффективно использовать технические средства и оборудование, устранить дублирование работ, снизить затраты на аккредитацию подразделений, сократить количество испытательного и измерительного оборудования и сконцентрировать ресурсы, чтобы ускорить внедрение новых технологий и технических средств. Кроме того, это оптимизирует работу самого Конструкторско-технического центра: количество структурных подразделений сократится с 17 до 11, а число отраслевых дорожных лабораторий с 10 до 5.

Специалисты вагона-лаборатории контактной сети Александр Крапивницкий и Сергей Петровский анализируют показания бесконтактных средств диагностики

Специалисты вагона-лаборатории контактной сети Александр Крапивницкий и Сергей Петровский анализируют показания бесконтактных средств диагностики

Еще один вопрос, который требует принципиального решения, – модернизация вагонов-лабораторий. Сегодня средний процент их износа составляет 65,8, а полезное время работы в течение года не превышает 60,5 процента. Причем менять нужно не столько морально устаревший специальный подвижной состав, сколько физически изношенное диагностическое оборудование. Искать новые технические средства, внедрять новые технологии, учитывая при этом опыт европейский, а также опыт России, стран СНГ и Балтии. Цель – повысить качество и глубину диагностирования состояния технических средств, максимально автоматизировать этот процесс, исключая ручной труд как в измерениях, так в расшифровке и анализе результатов.
В конечном итоге это должно привести к проверке параметров состояния технических средств магистрали с помощью автоматизированных комплексов и систем, работающих в непрерывном режиме, что в свою очередь послужит основанием к переходу их обслуживания от регламентного метода к методу по состоянию и приведет к снижению затрат на эксплуатацию.
Обновление оборудования вагонов-лабораторий, в свою очередь, потребует высококвалифицированного персонала. Нужно продумать, как привлечь необходимых специалистов и закрепить их на рабочих местах. Кроме того, считают в КТЦ, надо предусмотреть создание единого подразделения и достаточных производственных мощностей по обслуживанию и подготовке к работе вагонов специально-технического назначения, а также наличие измерительно-испытательного оборудования, необходимого для оборудования данных вагонов. Конечно, решить накопившиеся проблемы в одночасье невозможно. Но и откладывать реформы в долгий ящик нельзя. Начинать их нужно уже в этом году. Например, сегодня можно объединить лаборатории, входящие в состав КТЦ и имеющие единый аттестат аккредитации. В результате почти вдвое уменьшится количество действующих аттестатов аккредитации, сократятся затраты на проведение ежегодного периодического контроля за деятельностью аккредитованных лабораторий.
Предложения озвучены, первые шаги в их реализации приняты. Но каждый этап на пути к нововведениям требует и финансовых затрат, и человеческих усилий. Поэтому совершенствовать работу нужно постепенно и очень взвешенно. Между тем, полный зал во время совещания – это уже показатель внимания к проблеме.
– В обеспечении безопасности движения поездов мелочей нет. Каждый брак влечет за собой шлейф негативных последствий в финансовом, экономическом, юридическом планах, – такое мнение по итогам совещания высказал начальник одного из вагонов-лабораторий. – Мониторинг состояния инфраструктуры дороги дает возможность выявить и вовремя устранить предотказные состояния. А значит, мы сегодня вместе с другими подразделениями дороги работаем на главное – имидж магистрали.

Татьяна МАЗУРА

Яндекс.Метрика