От Могилева до Порт-Артура…

…прошел в годы Второй мировой войны железнодорожник Иван Бондарь. Судьба не раз преподносила ему серьезные испытания, но он не пал духом, выдержал все тяготы. А в мирное время посвятил себя стальной магистрали.

IMG_Бондарь– Война застала меня тринадцатилетним подростком, – рассказывает Иван Николаевич. – Мы с семьей жили в деревне Черевач, что в Кличевском районе. Помню, как немецкие самолеты бомбили наше поселение, а все жители в это время прятались в ближайшем овраге. Как фашисты устраивали облавы для поимки подростков для последующей отправки на работы в Германию. Чтобы избежать участи пленника, вместе с товарищами прятался в лесу и я. К тому времени в округе уже действовало несколько партизанских отрядов. Без страха за свою жизнь мы оказывали им всевозможную помощь – передавали информационные сообщения, доставляли продовольствие, выполняли другие важные поручения.
Осенью 1944-го Ивана Бондаря призвали в ряды Красной армии. Из сборного пункта в Бобруйске его вместе с другими призывниками направили в Калугу. Там ребята постигали азы военной науки. По окончании краткосрочных курсов подразделение перебросили сначала в Читу, а затем в Монголию.
Во время тяжелого пешего перехода многие заболели. Тогда впервые молодой красноармеец оказался на грани жизни и смерти. Но большое желание внести свою лепту в разгром врага, быть полезным обществу сделали свое дело.
Вскоре Иван Николаевич окреп, встал на ноги, догнал свое подразделение и прибыл вместе с ним в Порт-Артур (русское название китайского города Люйшунь) на южной части Ляодунского полуострова. К тому времени мой собеседник уже имел личное оружие – ручной пулемет Дегтярева, с которым не раз вступал в бой с агрессором.
– В должности командира отделения зенитных орудий на Дальнем Востоке я служил до 1951-го. Участвовал в сражениях с японскими войсками, занимался подготовкой молодого пополнения для дальнейшего прохождения службы в рядах Красной армии, – скромно рассказывает о своих заслугах ветеран. – Воспитывал новобранцев в духе патриотизма, рассказывая им о пережитом и о подвигах нашего народа в годы войны.
В 1951-м Иван Бондарь вернулся на родину в Могилев, где устроился кондуктором на железнодорожном транспорте, создал семью. Более трех десятилетий работал сцепщиком вагонов, составителем поездов на станции Могилев.
Ветерану-железнодорожнику 88 лет. Вместе с супругой они вырастили двоих замечательных сыновей, воспитали внуков. В коллективе станции помнят своего работника, отмеченного орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Японией», и Жукова, знаком «Ветеран войны 1941 – 1945 гг.» и другими наградами. Его часто навещают, помогают в решении социально-бытовых вопросов. А ветеран охотно делится с молодыми железнодорожниками богатым профессиональным и жизненным опытом, продолжает удивлять бодростью духа и неиссякаемой энергией.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика