Март
Пт
29
2024

Лента времени: 25 — 31 октября

Счет на сотни погибших

20 лет прошло с момента аварии в Бакинском метро, крупнейшей по числу жертв в истории всех подземок мира.

Согласно официально опубликованным данным, в результате пожара погибло 286 пассажиров (в том числе 28 детей) и трое спасателей. Число раненых составило 270 человек (в том числе 69 человек было госпитализировано и 13 находились в тяжелом состоянии). После трагедии Президент Азербайджана Гейдар Алиев специальным указом объявил в республике общенациональный траур. Он также распорядился выделить семьям погибших по 1 млн. манат и похоронить жертв трагедии за государственный счет. Согласно главной версии причин трагедии, тяговый двигатель одного из вагонов загорелся, и растерявшийся машинист принял ошибочное решение остановить состав в узком тоннеле (5,6 метров высотой, 5 метров шириной) между станциями «Улдуз» и «Нариманова» в 200 метрах от первой из них. Когда поезд остановился, туннель наполнился дымом, после чего машинист сообщил об аварии и попросил снять напряжение с контактного рельса. Из-за плохой вентиляции и слабой освещенности тоннеля многие пассажиры задохнулись или были раздавлены в результате паники. Многие получили порезы от разбиваемых в целях освобождения стеклянных окон и дверей. Большинство из тех, кто умер в результате пожара, погибли в поезде, 40 тел были найдены внутри туннеля. Несколько человек скончалось от поражения электрическим током при попытках обойти пылающий поезд. Председатель правительственной комиссии по расследованию аварии – первый вице-премьер страны Аббас Аббасов – заявил, что главной причиной трагедии стало использование устаревшего подвижного состава.


h_1423838834_1369094_777fd0534aКумир для многих

55 лет назад родился Диего Армандо Марадона – лучший футболист ХХ века согласно голосованию на официальном сайте международной федерации футбола (ФИФА).

Играть он начал еще в детстве – сначала с ребятами во дворе, а потом и за школьную команду. Его заметил тренер юношеской команды клуба «Архентинос Хуниорс», и с 1976 года Марадона выступал за основной состав этого клуба. Затем его карьера резко пошла вверх – он защищал цвета ведущих команд Аргентины, Испании и Италии. Но самым известным выступлением Марадоны стала его игра на чемпионате мира по футболу 1986 года. В четвертьфинале команда Аргентины встретилась со сборной Англии: матч был особенно примечателен из-за недавней войны за Фолклендские острова. Матч закончился со счетом 2:1 в пользу Аргентины, оба гола в ворота англичан на счету Марадоны. Первый из них забил рукой, однако он был засчитан рефери и потом получил название «Рука бога». Сразу после матча Марадона заявил, что гол был забит его головой и «немножко – рукой бога». Тот турнир его команда завершила триумфальной победой в финале. В 1991-м Марадона получил дисквалификацию на 15 месяцев за употребление кокаина. После этого карьера замечательного мастера пошла на спад. Затем он работал телекомментатором, а в 2008 – 2010 годах был главным тренером сборной Аргентины. Марадона удостоен награды Золотой Мяч за вклад в футбол в 1996 году. Он является членом символической сборной лучших игроков на всех чемпионатах мира по версии ФИФА и членом символической сборной лучших игроков в истории Южной Америки. В 1999 году был признан лучшим спортсменом ХХ века в Аргентине.


Для нас – обыденность

70 лет назад в США впервые поступили в продажу шариковые ручки.

В результате массивной рекламной кампании у крупного нью-йоркского универмага собрались сотни граждан, для поддержания порядка в очереди пришлось вызвать 50 полицейских. Несмотря на значительную для того времени стоимость – 12,5 долларов, 10 тыс. ручек были распроданы за несколько часов. На новый продукт сделали ставку две крупные компании. В стремлении доминировать на американском рынке они ввязались в ценовую войну. В итоге – за два года цена шариковых ручек упала в 25 раз – до 50 центов. Причем из-за снижения себестоимости шариковых ручек упало и их качество. Так что в 1951 году в США перьевые ручки снова продавались лучше шариковых. Особенно высоко преимущества шариковых ручек оценили летчики. В отличие от перьевых, они не текли при подъеме на высоту. Одним из первых крупных заказчиков стали Королевские военно-воздушные силы Великобритании. В СССР шариковые ручки получили распространение в конце 1960-х. Их массовое производство началось осенью 1965 года на швейцарском оборудовании. Стержни были в дефиците, поэтому их заправку пастой организовали на базе мастерских по ремонту бытовой техники. Некоторое время в советских школах ученикам младших классов не разрешали пользоваться шариковыми ручками, считая, что с ними невозможно выработать правильный и красивый почерк. С улучшением качества шариковых ручек этот запрет постепенно сошел на нет.


Мичурин Иван Владимирович

Не ждать милостей

160 лет назад в семье мелкопоместного дворянина родился биолог и селекционер Иван Мичурин.

Он с раннего детства проводил дни в саду: «Я, как помню себя, всегда и всецело был поглощен только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни». После окончания уездного училища он поступил в рязанскую гимназию, из которой вскоре был исключен «за непочтительность к начальству». В конце 1872 года Иван Владимирович получил место коммерческого конторщика товарной конторы станции Козлов Рязано-Уральской железной дороги. Затем трудился монтером часов и сигнальных аппаратов на участке Козлов – Лебедян. Благодаря разъездному характеру работы он смог подробно ознакомиться с садоводством центральной части Европейской России. В 1875 году арендовал плодовый сад в городе Козлове Тамбовской губернии и занялся селекцией – созданием новых сортов плодово-ягодных  и декоративных культур. Специального агрономического образования он так и не получил, до всего, как говорится, доходил своим умом. И настолько успешно, что слава о мичуринских гибридах пошла по всему миру. В 1913 году департамент земледелия США уговаривал Мичурина переехать в Америку или хотя бы продать свою коллекцию растений, но тот отказался. В 1918-м  Народный комиссариат земледелия РСФСР экспроприировал питомник Мичурина,  впрочем, тут же назначив его заведующим. За дальнейшие успехи был обласкан властью, в 1932 году город Козлов  даже переименовали в Мичуринск. Селекционер утверждал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». Эту мысль Мичурин высказал, рассуждая о селекции, стремясь помочь природе ускорить естественный отбор. Всего Иван Мичурин вывел более 300 сортов яблок, груш, слив, винограда, абрикосов, ежевики, смородины, табака, роз.


Бюст Михаила Хилкова на станции Слюдянка І Восточно-Сибирской железной дороги

Бюст Михаила Хилкова на станции Слюдянка І Восточно-Сибирской железной дороги

Обер-машинист, ставший министром

115 лет назад из-за забастовок, которые в революционный 1905 год охватили и железнодорожный транспорт, ушел в отставку 16-й министр путей сообщения Российской империи князь Михаил Хилков.

При нем протяженность железных дорог в стране выросла с 35 до 60 тыс. км, а грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей (таких темпов не было даже в советское время). В период деятельности Хилкова, в 1898 году, были утверждены первые Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог общего пользования. Также именно Хилков «придумал» День железнодорожника. Формальным поводом для объявления в 1896 году 28 июня (10 июля по грегорианскому календарю) новой праздничной даты послужил день рождения императора Николая I. Дело в том, что начало массового строительства железных дорог пришлось на период именно его царствования.
Михаил Иванович стал железнодорожником по воле случая. Оставив военную службу в чине штабс-капитана, он отправился за границу и был принят в компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги в США сначала простым рабочим, а позже заведовал службой подвижного состава и тяги. Около года прослужил слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле. Вернувшись на родину, занимал место начальника пути на Курско-Киевской, потом на Московско-Рязанской железной дороге. Во время русско-турецкой войны – уполномоченный Российского общества Красного Креста при санитарном поезде. Поезд находился под покровительством будущей императрицы Марии Федоровны. Знакомство с «сильными мира сего», помимо высокого профессионализма, содействовало быстрому карьерному росту князя. На протяжении 10 лет он успешно руководил Министерством путей сообщения. По воспоминаниям своего предшественника на этом посту, а впоследствии председателя Совета Министров Российской империи Сергея Витте, Хилков был неординарной личностью: «Михаил Иванович был совершенно исключительным человеком: с одной стороны, он был своим в высшем обществе, а с другой – прошел такую удивительную карьеру. Прекрасно знал железнодорожное дело, все, что касается паровозов и тракции… Но Хилков не был государственным человеком и всю свою жизнь оставался скорее обер-машинистом, нежели министром путей сообщения».


Усмирить не получилось

115 лет назад в Минске на Привокзальной площади произошла трагедия, которую историки впоследствии назовут «Курловским расстрелом».

Это случилось на следующий день после подписания Манифеста Николаем II, который провозглашал некоторые гражданские свободы в Российской империи и являлся революционным явлением для самодержавного государства. В Минск весть о подписании манифеста пришла во время разгара забастовки железнодорожников, которую они проводили у вокзала Либаво-Роменской железной дороги. Они требовали у минского губернатора Павла Курлова освободить политзаключенных. На удивление, губернатор требование митингующих выполнил, однако в то же время отдал приказ открыть огонь по собравшимся на площади. Три роты 239-го Окского полка вместе с полицейскими расстреляли более восьмидесяти человек, несколько сотен ранили. После этого события Курлова отозвали в Петербург, начали расследование, однако к ответственности так и не привлекли. В ответ на расстрел минские железнодорожники объявили всеобщую забастовку и передали на имя начальника Либаво-Роменской дороги следующие требования: немедленная отставка губер­натора Курлова, начальников Минского жандармского полицейского управления на железной дороге и Минского губернского жандармского полицейского управления, передача полиции под командование органов городского самоуправления, удаление из города казаков. Царское правительство фактически проигнорировало требования бастующих железнодорожников Минска. В ответ забастовки прокатились по всей Беларуси. На Либаво-Роменской железной дороге они проходили на протяжении 13 дней, Московско-Брестской – 16, Полесских железных дорогах – 15, Риго-Орловской – 29, Санкт-Петербурго-Варшавской – 12 дней. Утихомирить забастовочную волну удалось только весной 1906 года.

Яндекс.Метрика