Неутомимый новатор

IMG_0018Почетного железнодорожника Бронислава Живицу хорошо знают на Белорусской магистрали.

Неутомимый новатор, много лет бывший председателем дорожного совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), затем руководитель Дорожного центра научно-технической информации, он привлек к техническому творчеству многих работников дороги. Разработки, автором или соавтором которых он был, успешно используются не только на нашей магистрали, но и на сети других дорог СНГ.

Недавно Бронислав Иванович перешагнул 70-летний рубеж. Но он по-прежнему живет интересами дороги. И каждое утро – неизменно с портфелем – спешит по делам. Уж такая натура у этого энергичного человека. Он сам признается, что и сегодня не представляет себя без работы и общения с людьми.
– Родом я из Дзержинского района Минской области, – рассказывает он. – Еще со школьной скамьи был неравнодушен к железной дороге и… самолетам. Определиться с будущей профессией мне помог старший друг детства Анатолий Самуйлик, который окончил железнодорожное училище № 34 в Минске. Он посоветовал поступить в это учебное заведение. Так навсегда я связал свою трудовую деятельность с магистралью.
После окончания учебного заведения была служба в воздушно-десантных войсках, затем Бронислав Живица пришел работать на Минский вагоноремонтный завод. Здесь и стала проявляться его склонность к техническому творчеству. молодой работник вскоре понял, что без дальнейшего повышения знаний свой творческий потенциал в полной мере не реализовать. И в 1974 году он успешно окончил БИИЖТ, получил квалификацию инженера-механика путей сообщения. С теплотой вспоминает преподавателей вуза, у которых учился. Особенно профессора Николая Захаровича Криворучко. У него, признается, почерпнул многое по передовым методам ремонта грузовых и пассажирских вагонов.
В том же 1974 году Бронислав Живица перешел в Управление дороги на должность инженера службы вагонного хозяйства. А через год с лишним его избрали председателем дорожного совета ВОИР. В этой должности он плодотворно проработал более десяти лет. Последующие двенадцать возглавлял Дорожный центр научно-технической информации (ДЦНТИ).
– Тот период в нашей работе был очень интересный, – все более с увлечением продолжает Бронислав Иванович. – В своих инициативах мы получали поддержку руководителей магистрали Евгения Юшкевича и Андрея Андреева, председателя Дорпрофсожа Алексея Бородаенко, Олега Пустохода, в то время главного инженера и председателя дорожного научно-технического общества.
Совет ВОИР совместно с бюро рационализации и изобретательства теходела много внимания уделял вовлечению молодых работников в техническое творчество. Создавались школы молодого рационализатора, творческие комплексные бригады и общественные конструкторские бюро. А в соревновании среди предприятий отделений при определении призовых мест учитывались и показатели изобретательской и рационализаторской деятельности в трудовых коллективах.
Под руководством Бронислава Живицы ДЦНТИ много делал для распространения на магистрали передовых методов работы и высокоэффективных технических разработок, используемых на сети дорог СССР. Выпускались информационные листки о починах и ценных инициативах, рожденных в трудовых коллективах Белорусской и других магистралей. Это было большим подспорьем в период проведения на железной дороге экономического эксперимента по переходу на хозрасчет и самофинансирование. В годы работы в ДЦНТИ Бронислав Иванович стал автором и соавтором ряда предложений, в частности, по применению ультразвукового контроля за состоянием колесных пар, внедрение которого повысило производительность труда в шесть раз.
Активная новаторская деятельность продолжилась и когда он работал в техотделе Управления дороги, преобразованном потом в службу технической политики и инвестиций, в Конструкторско-техническом центре. С его участием Белорусская магистраль в 2001 году демонстрировала технические новшества во Всероссийском выставочном центре в Москве. Тогда 91 новатор, в их числе и Бронислав Живица, были удостоены медалей, семь изобретателей и рационализаторов получили дипломы ВВЦ.
Бронислав Иванович постоянно совершенствовал свои знания. Еще в 1976 году он окончил институт патентоведения. Затем была учеба в Республиканском центре по подготовке, переподготове и повышению квалификации кадров в области интеллектуальной собственности и получение квалификации юриста и патентоведа. А в 2004 году он прошел переподготовку в Белорусском государственном экономическом университете, ему присвоили квалификацию экономиста-менеджера. стал единственным на Белорусской магистрали, кто получил право проведения оценки объектов интеллектуальной собственности на территории Беларуси.
Бессменный консультант и хороший советчик людям творческой мысли, Бронислав Иванович является членом республиканского совета Белорусского общества изобретателей и рационализаторов, редакционного совета ежемесячного научно-практического журнала «Изобретатель», соавтором альманаха «Рационализатор и изобретатель», периодически публикуемого в газете «Железнодорожник Белоруссии». Он же – секретарь методического совета по разработке практических пособий по организационному и нормативно-методическому обеспечению развития рационализаторской деятельности в Беларуси. Несколько лет является председателем ветеранской организации службы технической политики и инвестиций Управления дороги.
Все это стало возможно в том числе и благодаря семье – надежному тылу Бронислава Ивановича. Вместе с женой они вырастили двух дочерей, есть и взрослые внуки.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика