Декабрь
Пн
04
2023

В памяти навечно

Почетный железнодорожник Иван Карпук и в 88 лет отлично помнит события Великой Отечественной. Те суровые годы пришлись на его детство.

img216В 1951-м, окончив отраслевой техникум в Бресте, Иван Власович пришел на магистраль. Начинал приемосдатчиком груза и багажа на станции Брест-Полесский, прошел большой карьерный путь до заместителя начальника грузовой службы Управления Белорусской железной дороги, работал также первым заместителем начальника Военизированной охраны. Магистрали он посвятил 38 лет. На дороге трудились и все члены семьи Ивана Власовича – жена, дочь, сын. После окончания БелГУТа здесь же работают внук и внучка.

Мы публикуем воспоминания Ивана Власовича об одном из дерзких нападений партизан на немцев и их пособников, в котором он и его братья принимали участие.
«…Это было в середине февраля 1944 года в деревне Залузье Жабинковского района. Утром к моему брату Александру пришли партизаны. Вместе с ними был и мой двоюродный брат Алексей Герасимук. Они закрылись на кухне и подгоняли напильником немецкие патроны к нашим «наганам». Алексей своего оружия еще не имел. Ему нужно было добыть его, чтобы быть принятым в партизанский отряд. Это был своеобразный экзамен, или как тогда называли «боевое крещение».
…Нападение на немцев запланировали на 14 часов. В это время они обходили хутора и собирали «подать» с сельчан: яйца, шпик и другие продукты. Я тоже пошел посмотреть, как все будет происходить.
Четыре партизана с наганами и Алексей зашли в хату Павла Боснюка, где был конечный пункт обхода оккупантов. Вскоре на соседнем хуторе появились трое немецких солдат и один власовец. Я спрятался за плетнем и продолжал наблюдать.
Оккупанты зашли в хату, где были партизаны, а также четыре девушки (молодежь собралась якобы потанцевать, чтобы немцы ничего не заподозрили). Один из военных заиграл на губной гармошке, а Ленька-партизан начал отплясывать. В самый неподходящий момент у него из кармана выпал наган. Один из немцев сразу же выстрелил, попал партизану в правое колено. Завязалась стрельба, которую я слышал, находясь на улице.
Первыми из хаты выскочили девчата. Затем в соседний двор быстро понесли раненого партизана. Оружие у немцев все же удалось отобрать! Лошадь была запряжена, и несколько партизан помчались на повозке, остальные рванули в сторону железнодорожного переезда.
Один из немцев и власовец после перестрелки остались в живых. Они побежали к шлюзу (он находился в 1,5 км), рядом с которым была их дислокация. И через минут двадцать по мне (я пробирался на свой хутор) и уезжающим на повозке партизанам с вышки на шлюзе немцы открыли пулеметный огонь. Но и я, и партизаны остались невредимыми. Дома меня отругала мать. В нашей хате в окне на кухне пулей было пробито стекло. В этот же день немцы заперли в доме и подожгли хозяйку хутора, где случилось нападение. Часть жителей разбежалась, а остальные прислушивались к каждому шороху.
На следующее утро немцы пришли в Залузье. Сожгли несколько домов и застрелили некоторых жителей. А через пару дней каратели наведались в наш двор. Среди них тот власовец, который был с немцами во время нападения на партизан. Схватили мою мать, поставили ее к стенке. Потом моего младшего брата Павла. От сарая, где я резал картошку корове, подтолкнули к стенке и меня. Пронеслась мысль, что если будут убивать, то моя пуля – третья.
Наш двор наполнился немецкими военными. Они искали моего брата Александра. Используя свои познания в немецком, я попытался объяснить, что он уехал в Жабинку за лекарствами для матери. Немец дал свисток, и все, кто был во дворе и принес немцам яйца, молоко, сало, побросали продукты и убежали. Мы втроем остались стоять у стены.
Но нам повезло. Поскольку наш дом был первым на пути немцев, они не захотели стрелять, чтобы с соседних хуторов не разбежались жители. Всех взрослых собрали и завели в загородь возле реки Муховец. Тех, кто вызывал подозрения, заводили в хату, где сидел переодетый в немецкую форму предатель Василь Ариенчик. Пять человек увезли в Брест, а остальным дали команду разбегаться.
Много горя испытал белорусский народ в годы войны. Но он выстоял, в том числе благодаря советской армии и мощным партизанским силам».

Иван КАРПУК,
ветеран войны,
почетный железнодорожник

Яндекс.Метрика