«…и сам учусь у молодежи»

Ведущий энергетик рефрижераторного вагонного депо Молодечно Михаил Дыдышко посвятил магистрали 38 лет своей жизни. Начинал трудовой путь в дистанции сигнализации и связи.

”®в® „л¤лиЄ® Њ.ЂКак один из лучших специалистов был командирован на железнодорожную станцию в Афганистан. А в вагонное депо пришел сразу после его реконструкции и перепрофилирования в рефрижераторное, где и работает по сей день. За высокий профессионализм удостоен множества наград, в нынешнем году отмечен нагрудным знаком отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» II степени.

В 1972 году после окончания школы Михаил Дыдышко поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта. Затем – служба в армии, которую он проходил в войсках ПВО в Заполярье. В 1977-м молодой специалист пришел в Молодечненскую дистанцию сигнализации и связи на пост электромонтера. И одновременно поступил на заочное отделение электротехнического факультета института БИИЖТа.
Важным в судьбе Михаила Александровича стал 1985 год. Всесоюзное министерство путей сообщения сделало запрос на Белорусскую железную дорогу: требовался квалифицированный специалист для работы на железнодорожной станции в Афганистане. Там недалеко от города Термез через реку Амударья был построен железнодорожный Мост Дружбы. Руководство предложило кандидатуру 30-летнего начальника участка Михаила Дыдышко. Пройдя конкурсный отбор и все согласования, а также собеседования в Москве в министерствах путей сообщения и иностранных дел, молодой человек отправился в Афганистан.
– Принять такое предложение было делом чести! Я не мог отказаться, в то время это означало проявить малодушие, струсить, – говорит собеседник. – Гарантии, что ты вернешься живым, не давал никто, ведь в Афганистане шли боевые действия. Но мой отец дошел в годы Великой Отечественной до Берлина. В общем, я не мог поступить иначе.
Станция Хайратон, куда прибыл Михаил Александрович, соседствовала с небольшим поселком. Рядом речной порт на Амударье. Через него, а также по железной дороге в Афганистан доставлялась военная техника, а также интернациональная помощь афганскому народу – в основном продовольствие. Белорусский специалист возглавил энергетическую службу станции. Параллельно изучал язык фарси, ведь в его подчинении были только афганцы.
– Посоветоваться в случае отказа оборудования было не с кем. Я вез с собой чемодан книг и справочников, которые могли помочь. По вечерам раскладывал их на полу и занимался, – вспоминает собеседник.
К пулям, неожиданно влетавшим в окно, Михаил Александрович привыкал около года.
– Кроме меня на станции Хайратон трудилось еще трое белорусских специалистов, они возглавляли другие службы. Жили мы рядом, а по ночам по очереди охраняли свое жилище. Ведь советская армия была где-то дальше, в барханах, наших солдат мы не видели.
Зарубежная командировка Михаила Александровича, рассчитанная на два года, затянулась – ему не могли найти замену. Покинул Афганистан он только в 1988-м, когда Советский Союз начал вывод своих войск.
Вернулся в Молодечно, работал начальником участка в дистанции сигнализации и связи. При его непосредственном участии монтировалось оборудование электрической централизации на станциях Уша, Ждановичи, Беларусь, Полочаны, Молодечно.
В 1994 году начальник рефрижераторного вагонного депо Масхуд Хасаншин предложил Михаилу Александровичу возглавить энергосиловой участок. Затем он стал главным энергетиком депо.
– Ритм работы всегда был очень напряженным. Приходилось усовершенствовать оборудование, переделывать старые цехи. Мы постоянно что-то меняли. И отрадно, что руководство всегда с пониманием к этому относилось. Мои предложения находили отклик и у прежнего начальника Масхуда Хасаншина, и у нынешнего – Романа Дылкина.
Уже пятнадцать лет Михаил Александрович вносит свой вклад в профессиональную подготовку учащихся молодечненского политехнического колледжа. Он рецензирует дипломы выпускников на предмет практического применения их разработок.
– Что-то я им подсказываю, а многому и сам учусь у молодежи. Ведь жизнь не стоит на месте, и важно идти в ногу со временем.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика