Ноябрь
Вс
29
2020

Кричев – город героев

Важный вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны внесли работники предприятий Кричевского железнодорожного узла.

Они вели борьбу с захватчиками с оружием в руках, участвовали в подготовке диверсий, осуществляли доставку боеприпасов и продовольствия на фронт, эвакуировали раненых и материальные ценности, оказывали посильную помощь подпольщикам и партизанам. Некоторые страницы истории тех далеких событий, а также первых послевоенных лет раскрыл местный житель, журналист с большим стажем, ветеран труда Валерий Бысов.

Ветераны войны и труда Кричевского железнодорожного узла

Ветераны войны и труда Кричевского железнодорожного узла

– Моя мама Мария Павлова работала на прифронтовых участках магистрали, – рассказывает Валерий Васильевич. – Отчим Виктор Павлов занимал различные должности в локомотивном депо Кричев, вместе с частями Красной армии дошел до столицы Третьего рейха, был награжден медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и другими. Многих наших земляков война также опалила своим огненным крылом. Поэтому о событиях минувших лет я знаю из первых уст.
У многих железнодорожников была «бронь» от призыва в армию – они распределялись в колонны особого назначения. Среди таковых был и Иван Безбабич. Его путь в годы войны по стальной магистрали пролег до Сталинграда – Иван Григорьевич подвозил боеприпасы на фронт.
…17 июля 1941-го. Немецкие захватчики уже в городе. Но до железнодорожной станции оставалось еще километров семь. С тяжелыми потерями советские войска были вынуждены отступать. Люди боролись с врагом буквально до последней капли крови. Был случай, когда на железнодорожную станцию прибыл состав с кавалеристами. С шашками и гранатами они сразу шли в атаку… Казалось, что встретив ожесточенное сопротивление, гитлеровцы начнут отступать. Но, перегруппировавшись и вооружившись пулеметами, они продолжили свой разрушительный путь.
…Немцы осваивались в городе. На том месте, где сегодня располагается железнодорожный клуб и близлежащие к нему дома, был стадион. Фашисты часто играли в футбол. На нынешней улице Заслонова, где до войны стояла железнодорожная школа, устроили лазарет. В него со всей округи привозили раненых немецких солдат. Многие умирали. Их хоронили неподалеку: около нынешней улицы Вокзальной.
Михаил Дудко в годы войны работал на магистрали – вместе с молодым гитлеровцем Максом осматривал железнодорожный путь. Не раз случалось, что подвыпивший Макс болтал много лишнего. Михаил Максимович ловил тогда каждое его слово и полученные сведения о передвижении железнодорожных составов сообщал членам действовавшей на цементном заводе подпольной группы под командованием Алексея Лазаревича. Для подпольщиков эта информация была очень важна.
За годы оккупации погибло много молодых патриотов. Около деревни Прудок фашисты расстреляли первых исполнителей песни «Орленок» Александра Окаемова и его друга Геннадия Лузенина. Замучили до смерти юную партизанку Аню Колобашникову, которая до войны училась в железнодорожной школе.
…Осень 1943-го. Идут бои за Кричев. Из Москвы подтягиваются эшелоны с танками и «катюшами». Со станции Осовец гитлеровцы спешат вывезти горючее и боеприпасы. Советские и немецкие войска сцепились мертвой хваткой. Немцы ушли в Чаусы и укрепились за рекой Проня. С высокого берега им было удобно контролировать переправу. В это время немецкие «асы» стали все чаще совершать налеты на железнодорожный узел. Машинисты едва успевали уводить поезда. Смелые девушки-зенитчицы сбили несколько вражеских самолетов. Тогда немцы стали летать только ночью, а для того, чтобы подсвечивать цель, использовали подвешенные на парашютах световые ракеты. Так им удалось разбомбить узел. Путь на Могилев был отрезан.
После освобождения города в Кричеве был объявлен сбор средств на покупку боевого самолета. Одна из трех построенных на деньги местных жителей машин была передана советской летчице Вере Ломако. На ней она выполнила много полетов по разведке и фотографированию позиций противника под Чаусами, Могилевом, Минском. В воздушных боях сбила семь самолетов врага. Сегодня имя легендарной летчицы носит одна из улиц в райцентре.
Война стала тяжелым испытанием для всех. Но не всех она ожесточила. Кричевлянин Дмитрий Иванюшев зимой 1943-го пришел работать на магистраль осмотрщиком вагонов. Из Москвы уже шло много поездов, их все нужно было осмотреть. Стояли морозы, а теплой одежды у Димы не было. Однажды из теплушки парня окликнули. Он подошел, и усатый старшина выдал ему валенки, шапку и банку тушенки. Дмитрий затем долго вспоминал этот случай.
– Я родился в мирное время, – продолжает свой рассказ Валерий Васильевич. – Среди моих друзей и знакомых было много детей войны, чьи родные сражались с врагом. Вот, к примеру, директор железнодорожной школы Архип Дворецкий, учителя Владимир Чунаев, Петр Муринский, Семен Козлов, Григорий Кузьмин – все они прошли войну, внесли вклад в победу над фашизмом. Все они – настоящие герои.
Первые послевоенные годы в Кричеве были полны различных событий. Восстанавливали город и предприятия. Люди жаждали душевного тепла и создавали семьи. В новом железнодорожном клубе открывали кружки для детей. Заведующий химлабораторией локомотивного депо Виктор Павлов организовал духовой оркестр, Тамара и Александр Волковы создали драмтеатр, а учитель физики, фронтовик Иван Тимофеев, соорудил на своем подворье настоящий ветряк!
Многих из этих людей уже нет в живых. Валерий Васильевич мечтает сохранить память о достойных земляках и по крупицам собирает сведения о них: записывает воспоминания очевидцев, разыскивает архивные документы… Все это он хочет передать потомкам. Великая Отечественная стала историей. Но забывать ее ни в коем случае нельзя.

Яндекс.Метрика