Лента времени: 1 — 7 ноября

С акцентом на экономию

60 лет назад вышло постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Отмечалось, что «ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады, портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий». Приводились конкретные примеры, указывалось, что при этом не уделялось должного внимания планировке квартир в этих домах и благоустройству территорий. Отмечалось завышенное расходование средств в гостинице «Ленинградская» на Каланчевской площади в Москве, рассчитанной на 354 места. Считалось, при экономном расходовании этой суммы хватило бы на строительство отеля с тысячей номеров. В постановлении назывались имена зодчих, виновных в подобном расточительстве – Дмитрия Чечулина и Александра Власова, бывших главных архитекторов Москвы. Впрочем, такое положение дел наблюдалось не только в столице. Нарушения были отмечены в Ленинграде, Тбилиси, Харькове, Воронеже, Баку, Горьком. Естественно, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР решительно осудили допущенные ошибки и указали, что «строительство должно осуществляться по наиболее экономичным типовым проектам, разработанным с учетом лучших достижений отечественного и зарубежного строительства, на основе индустриальных методов производства». В результате многие из уже начатых строек были приостановлены, а проекты пересмотрены. Например, в Минске Дворец культуры тракторного завода и Дворец культуры камвольного комбината строились в 1954 – 1956 годах до принятия постановления, а затем работы были заморожены до 1960-го, и для завершения строительства потребовалось еще пять лет.


Железнодорожный вокзал в Нарве

Железнодорожный вокзал в Нарве

Дорога к морю

145 лет назад открылось движение по Балтийской железной дороге.

Концессия на строительство стальной магистрали протяженностью не свыше 377 верст от Балтийского порта (ныне город Палдиски в Эстонии) через Таллинн и Нарву до одной из станций Санкт-Петербургско-Варшавской или Санкт-Петербурго-Ораниенбаумской железной дороги была утверждена Александром II в августе 1868 года. Эстляндское губернское дворянство (в качестве его уполномоченного выступил барон Александр Пален) обязалось в течение восьми месяцев составить «Общество Балтийской железной дороги» с капиталом в 26 млн. рублей. Устав образованного Общества был утвержден императором, когда строительство дороги уже завершилось. Согласно уставу, общество могло владеть дорогой в течение 85 лет, считая с момента открытия движения, однако через 20 лет после окончания строительства правительство могло выкупить дорогу в казну. Спустя два года был утвержден новый устав общества. В состав Балтийской включили линии Петергофской железной дороги: Петербург – Петергоф – Ораниенбаум и Лигово – Красное Село. Также общество обязалось соединить Балтийскую линию и станции Красное Село, чтобы таким образом устранить разобщенность дороги Тосно – Балтийский порт и Петергофской линии, а также получить собственный выход на Санкт-Петербург. В 1893 году Балтийская железная дорога была выкуплена у общества и принята в казну, а в 1907-м вошла в состав Северо-Западных железных дорог. К слову, открытие движения по Балтийской железной дороге считается днем рождения национального железнодорожного оператора Эстонии – компании Eesti Raudtee (АО «Эстонская железная дорога»).


Первый шаг к рынку

25 лет назад в Советском Союзе ввели коммерческий курс рубля по отношению к иностранным валютам.

1 ноября 1990 года вступил в силу указ президента СССР Михаила Горбачева «О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютам и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка». Документ был призван «усилить экономическую заинтересованность и ответственность предприятий и организаций за результаты внешнеэкономической деятельности, стимулировать экспорт, создать эффективный механизм перераспределения валютных ресурсов страны». Таким образом были осуществлены первые практические шаги в направлении конвертируемости рубля в условиях перехода на рыночные отношения. Госбанку СССР было вменено в обязанность корректировать коммерческий курс рубля к иностранным валютам ведущих промышленно развитых стран. С 1 ноября 1990 года курсовой бюллетень Госбанка СССР имел три колонки: «официальный курс», «коммерческий курс» и «специальный курс». Официальный курс, исчисленный на базе ранее действовавшего паритета рубля, использовался преимущественно для экономического анализа, международных статистических сопоставлений, а также для расчетов по погашению ранее выданных государственных кредитов, имеющих соответствующую оговорку. Коммерческий курс определялся на базе трехкратного превышения стоимости иностранной валюты по отношению к официальному курсу и являлся единым для всех участников внешнеэкономических связей. Специальный курс применялся при продаже свободно конвертируемых валют гражданам при выезде за границу, а также при покупке этого вида валют. Для покупки иностранной валюты было необходимо предъявлять документы, подтверждающие, что валюта приобретается для зарубежной поездки.


Clapham_Common_Tube_Station_Platforms_-_Oct_2007Без дыма и пара

125 лет назад в Лондоне открылась первая электрифицированная линия метрополитена.

Этот город – родина метро как вида транспорта, здесь в 1863 году открылась первая в мире подземная городская железная дорога (Metropolitan Railway). Сокращение этого длинного названия до пяти букв и породило всем нам знакомое «метро». Первый поезд состоял из 23 вагончиков без крыши и управлялся паровозом Стефенсона. С 1890 года вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии на электрической тяге, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения, а на окраинах выходят на поверхность. Первую линию открыл и стал первым пассажиром принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. С этого времени началась поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году. В настоящий момент лондонский метрополитен включает в себя 270 станций, протяженность путей – более 400 км. Особенностью лондонской подземки является высокая температура на отдельных участках – свыше 300C в жаркие летние дни (абсолютный рекорд зафиксирован в 2006 году – 470C). Причиной этого явления считается большая глубина и недостаточная вентиляция тоннелей. Также отмечается плохое качество воздуха, который по результатам исследования 2003 года был в 73 раза хуже, чем на улице. По оценкам специалистов, двадцатиминутная поездка в метрополитене на Северной линии дает такой же эффект, что и курение одной сигареты. Постепенно вводятся в эксплуатацию современные поезда, оснащенные кондиционерами.


ЧЕРНОМЫРДИН_Виктор_СтепановичХотели как лучше…

Пять лет прошло с момента смерти одного из самых ярких и харизматичных политиков на постсоветском пространстве – Виктора Черномырдина.

Перед тем как стать премьер-министром России, он успел поработать в ЦК КПСС, министром нефтяной и газовой промышленности в правительстве Николая Рыжкова и создать государственный концерн «Газпром». В сложный 1992 год Борис Ельцин предложил на пост премьера компромиссную фигуру – мало кому известного тогда Черномырдина. Виктор Степанович пообещал провести реформы «без шока» и руководил правительством шесть лет. Это рекорд для постсоветской России. Обаяние, чувство юмора, открытость. Редкие качества для политика. Виктор Степанович не боялся смеяться над собой и никогда публично не высказывал обиду. Сам он говорил, что выпало руководить кабинетом в «лихие» и рубежные годы. Реформы 1990-х уже стали историей. Черномырдин занял в ней свое особенное место. В массовом сознании его имя прочно ассоциировано с несколько экстравагантной и афористичной манерой выражаться. Благодаря СМИ наиболее яркие цитаты из его выступлений даже получили шутливое название «черномырдинки». Пожалуй, самая известная из них – «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Так Виктор Степанович охарактеризовал денежную реформу в России 1993 года, когда в течение четырех дней Центробанк намеревался обменять советские рубли на купюры нового образца. В отличие от многих политиков тех лет, Виктор Черномырдин никогда не боялся брать ответственность на себя. В июне 1995 года он лично вел переговоры с чеченскими боевиками, захватившими заложников в Буденновске. Каждый раз, когда премьер уходил в отпуск, ему предрекали отставку, но он возвращался. Когда отставка все-таки случилась, Черномырдин даже не задумывался об уходе на пенсию. Во время агрессии НАТО против Югославии он был главным российским переговорщиком. Прилетел в горящий Белград, чтобы попытаться остановить кровопролитие. Затем была дипломатическая работа в Украине. Умер Виктор Степанович после продолжительной болезни в ноябре 2010-го.


Руины женского монастыря Кармо, уничтоженного лиссабонским землетрясением

Руины женского монастыря Кармо, уничтоженного лиссабонским землетрясением

Кара за грехи и рождение сейсмологии

260 лет назад случилось одно из наиболее разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, унесшее жизни около 80 тыс. человек.

Столица Португалии – одного из богатейших государств того времени – фактически была полностью уничтожена. Беда разразилась утром 1 ноября, в день праздника Всех Святых. Сначала послышался громкий рев, затем земля затряслась, словно кто-то неведомый попытался просеять город сквозь гигантское сито. И великолепные здания Лиссабона, его дворцы и торговые дома, соборы и церкви осыпались, будто были сделаны из песка. Сразу же после первых толчков город, уже лежащий в руинах, охватил пожар. Но этим беды лиссабонцев в тот день не ограничились. Через двадцать минут после первого подземного толчка на город обрушилось цунами. Сначала море отступило, увлекая за собой суда, стоящие в порту, оголив доки, выставив напоказ свое дно. А затем стремительно пошло в наступление. Волна высотой 12 метров надвигалась на берег со скоростью несущейся во весь опор лошади. И все то, что не удалось разрушить землетрясению и уничтожить пожару, было унесено взбесившемся морем. От 300 улиц и 5 тыс. домов не осталось ничего, кроме груды камней. Землетрясение 1755 года привело к серьезным разрушениям в городах Испании и Марокко. Даже во Франции и Ирландии ощущались значительные подземные толчки. Эта трагедия взволновала всю Европу. Говорили про казнь, насланную Богом, кару за грехи. Лиссабон был столицей религиозной католической страны, строившей множество храмов и занимавшейся миссионерством в колониях. Более того, стихия обрушилась на город в важный католический праздник и разрушила почти все церкви. Эта катастрофа с новой остротой поставила перед философами эпохи Просвещения вопрос о «жестокости Бога». Лиссабонское землетрясение стало первым изученным наукой, фактически оно послужило толчком к зарождению современной сейсмологии. Премьер-министр страны маркиз Помбал приказал разослать во все провинции опросы о землетрясении и его последствиях. Ответы на них до сих пор хранятся в национальном архиве Португалии. Изучая эти данные, современные ученые смогли реконструировать событие.

Яндекс.Метрика