Качество важнее скорости

Около 200 опор контактной сети установили работники Энергомонтажного поезда УП «Белтрансавтоматика» в рамках электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница. За двухчасовое технологическое «окно» недалеко от станции Пруды «выросли» еще несколько таких «столбов».

1«Окно» было запланировано с 10 до 12 часов. Но еще за час до этого самоходная техника Энергомонтажного поезда, сцепленная в один состав и разместившаяся на путях станции Пруды, была готова к отправке. Работники проверяли технику, загружали на платформы необходимые материалы, инвентарь.
– Погода сегодня не самая лучшая: холодно и моросит дождь, – говорит мастер Юрий Тяговский. – Тем не менее за ноябрь мы должны установить более 200 опор. Поэтому нужно спешить, нельзя терять ни минуты.

Точно по графику

Колонна техники отправилась со станции Пруды в направлении Молодечно ровно в 10.00.
– Работы по электрификации начали 24 сентября, – напомнил мастер. – С тех пор мы много успели сделать.
И действительно, результат хорошо заметен: опоры, словно две шеренги солдат, застыли вдоль путей. Задача работников Энергомонтажного поезда – установить опоры от Молодечно до Залесья (включая эту станцию).
Колонна техники отъехала от Прудов примерно на 3 км. Мастер Юрий Тяговский командует «стоп!» – и десант работников высаживается на насыпь около пути.

Друг за другом

Технику расцепляют, и каждая из групп приступает к выполнению своего задания. Одни копают котлованы, другие погружают в землю фундаменты, третьи устанавливают стойки опор контактной сети, четвертые насыпают около «стакана» фундамента щебень и утрамбовывают. Получается живописный конвейер, который порой растягивается на расстояние около километра.

Мастер Юрий Тяговский контролирует вибропогружение фендамента

Мастер Юрий Тяговский контролирует вибропогружение фендамента

Во главе колонны – погрузочно-транспортный грузовой мотовоз, оборудованный буровой установкой. Железнодорожники проводят замеры, определяют место котлована. Два человека работают на насыпи, направляют бур в необходимую точку, а третий, находясь на платформе, управляет этим мощным инструментом, производит манипуляции с помощью дистанционного пульта управления. Мгновение – и бур уверенно погружается в землю.
– Мы готовим лидер-скважину глубиной до 5 метров, – объясняет один из работников. – Она необходима для вибропогружения фундамента опоры контактной сети.
Мотовоз перемещается к новой точке. А к полученному котловану подходит электромонтер Алексей Логунов. Его задача – дополнительно подготовить котлован. В Энергомонтажном поезде он трудится совсем недавно, около трех месяцев. Но уже успел хорошо вписаться в коллектив.
– Я окончил училище не по железнодорожному профилю, – говорит он. – Но в дальнейшем хочу получить еще одно образование, связать свою жизнь с магистралью. Возможно, буду работать машинистом или проводником пассажирского вагона.

11Подъем с поворотом

Вторым номером в веренице техники следует машина МС-1. Ее в Энергомонтажном поезде получили около трех лет назад, а изготовили в России специально для Белорусской железной дороги. Такая техника в работе по электрификации просто незаменима. Она оборудована манипулятором, способным с легкостью перемещать массивные фундаменты опор.
Есть и мощный комплекс для вибропогружения фундаментов в землю. Робот, управляемый из кабины МС-1, поднимает фундамент, опускает его к вершине котлована. Мастер Юрий Тяговский с помощью шаблона дополнительно проверяет место размещения фундамента. Дает команду машинисту – и железобетонная конструкция погружается в котлован, входит словно нож в масло.
– В среднем на подъем фундамента, его закрепление и погружение требуется около десяти минут, – объясняет машинист с 15-летним стажем Олег Гаврутиков. – Однако если встречается чистый песок, приходится потратить больше времени.

Строго вертикально

Эстафету в «конвейере» принимает бригада, которая занимается установкой стоек опор контактной сети. Действия отработаны почти до автоматизма. С помощью крана КЖ двухтонную железобетонную стойку поднимают в воздух, перемещают к «стакану» фундамента, фиксируют в строго вертикальном положении, закрепляют клиньями.
3– Обычно на каждую стойку уходит минут десять, – рассказывает мастер Алексей Куликов. – Конечно, мы стараемся выполнять задание максимально быстро. Но качество и надежность важнее, чем скорость.
Замыкает вереницу техники автомотриса. Задача следующих вместе с ней работников – с помощью раствора со щебнем укрепить установленные опоры контактной сети.

Ожидается подкрепление

Двухчасовое «окно» пролетело быстро. За это время успели установить пять фундаментов и семь стоек опор контактной сети, подготовили задел для дальнейшей работы.
Выезды на линию проходят почти каждый день. Иногда на сутки назначают по два «окна» общей продолжительностью 5 – 7 часов.
Пока на них выезжают около 30 работников Энергомонтажного поезда. Однако в ближайшие несколько месяцев их число может удвоиться: сюда прибудут специалисты, которые сейчас завершают работу по электрификации участка Жлобин – Гомель. Для работников Энергомонтажного поезда к двум жилым вагонам, размещенным на путях станции Пруды, добавят еще два. Часть специалистов разместят в общежитии в Молодечно.
Многие из них получили богатый опыт при электрификации других участков магистрали. И это помогает успешно выполнять задание на гудогайском направлении.
В целом на участке Молодечно – Гудогай – госграница, протяженность которого составляет 84 км, планируется установить более 3 тыс. опор контактной сети. Специалисты Энергомонтажного поезда выполнят значительную часть этого задания.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика