И художник, и конструктор

Даже на заслуженном отдыхе Валерий Ушатый не расстается с железной дорогой. О ней напоминают картины, которые мужчина рисовал в свободное от работы время. Сегодня эти творения украшают не только дом ветерана, но и кабинеты его бывших коллег.

IMG_7940– Вот станция Слуцк с приемоотправочными и сортировочными путями, – говорит, показывая на внушительных размеров полотно, Валерий Алексеевич. – А там, вдалеке, пункт технического обслуживания вагонов Осиповичского вагонного депо, в котором мне посчастливилось работать.
Трудовой путь на стальной магистрали Валерия Ушатого был полон различных перипетий. Родился он на Брянщине. Отец в свое время был кочегаром, кузнецом, машинистом паровоза. В годы Великой Отечественной даже водил поезда к линии фронта. окончив базовую школу, Валерий решил стать помощником машиниста паровоза – поступил в местное железнодорожное училище. Позже проходил службу в армии, учился на машиниста тепловоза в Кулунде Алтайского края, работал на стальной магистрали в Омске. В этом западносибирском городе он встретил свою вторую половинку – девушку из Беларуси. Вскоре молодые люди поженились и переехали на родину супруги – в Слуцк.
Обосновавшись на новом месте, Валерий Алексеевич не ушел с железной дороги, более десятка лет работал машинистом тепловоза на строительном комбинате. Затем был мастером транспортного цеха на сахарорафинадном комбинате, составителем поездов, слесарем в ПТО.
– В Беларуси мне очень понравилось, – говорит ветеран-железнодорожник. – Рядом живут добрые люди, с которыми было приятно работать, а сейчас приятно встречаться.
IMG_7932Хорошие впечатления о моем собеседнике остались и у его бывших коллег. На ПТО и на станции о Валерии Алексеевиче отзываются как о веселом, отзывчивом человеке, всегда с нетерпением ждут в гости. Про его творческое увлечение и вовсе ходят легенды. И это не удивительно: ведь большинство картин, шаржей, зарисовок посвящены работникам магистрали. На полотнах – эпизоды из повседневной жизни станции, специализированная техника, портреты железнодорожников. Есть в копилке и городские пейзажи: Слуцк во время празднования Нового года, Дня города, его широкие улицы и бульвары. Мастер умело использует как акварельные краски, так и простой карандаш.
В каждом из творений Валерия Ушатого присутствует «изюминка». Большинство видов на полотнах открываются нам как бы сверху, линии и формы слегка «играют», а расстояния между объектами условные и не совпадают с реальным масштабом. От этого картины выглядят слегка фантастическими, заставляют зрителя задуматься над тем, что хотел донести автор.
Таким приемам железнодорожник нигде не учился. Талант художника у него проявился еще в юности. Будучи студентом, рисовал по просьбе однокурсников. Тем нравилось, и ребята даже уговаривали его поступать в художественное училище. Однако Валерий Алексеевич остался верен выбранному пути. О чем, как он сам признается, никогда не жалел. Но и живопись по-прежнему для него любимое дело.
Кроме мольберта «дружит» Валерий Ушатый и с различной техникой. В начале 1980-х вместе с единомышленниками сконструировал и собрал дельтаплан, на котором поднялся в небо над Слуцком. Это событие нашло отражение в многочисленных фотографиях.
В доме у моего собеседника организована импровизированная мини-выставка его картин. Некоторые из-за нехватки свободных стен внутри помещений «прописались» под навесом во дворе. Здесь же можно увидеть различную технику, которая благодаря стараниям и энтузиазму Валерия Алексеевича обретает вторую жизнь.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика