«Всегда помнили о корнях…»

«Здравствуйте, меня зовут Мартин Пепик. Я живу в Польше и в свободное время занимаюсь исследованием истории своей семьи. Судьбы многих моих родственников были связаны с железной дорогой…» В редакционной почте такие письма большая редкость.

И не только потому, что это послание – из-за границы. Ознакомившись с текстом, ловишь себя на мысли, насколько трепетно относится автор к истории своего рода. Он проделал большую исследовательскую работу. Вся информация собрана очень скрупулезно: имена, события, даты… К тому же к этому материалу Мартин приложил немало интересных фотографий – уникальных документальных свидетельств ушедшей эпохи.

Григорий Пепик с сестрой Ксенией (в нижнем ряду справа) и ее мужем Константином Рогачевским

Григорий Пепик с сестрой Ксенией (в нижнем ряду справа) и ее мужем Константином Рогачевским

Основатель железнодорожной династии – прадед Мартина Григорий Пепик. Он родился 12 мая 1885 года в деревне Недреска Минской губернии, Минского уезда, Заславской волости. Кроме него, в семье росли еще три брата (Иван, Константин, Николай) и сестра Ксения. О детстве и юношеских годах Григория информации сохранилось мало. Известно, что в 1910 году он служил в царской армии (в чине ефрейтора) в 26-й пограничной Карсской бригаде на территории современной Турции. Свои обязанности исполнял честно и добросовестно. Об этом говорится в рекомендательном свидетельстве № 8107, выданном 2 ноября 1910 года. Карьеру военного герой публикации не продолжил. Он вернулся в Минск и устроился работать на Московско-Брестскую железную дорогу (с 1812 года – Александровскую). Известно, что летом 1917 года (уже будучи к тому времени помощником машиниста в паровозном депо Минск) Григорий Пепик сдал экзамен и «признан имеющим право на самостоятельное управление паровозом и исполнение должности паровозного машиниста…» (из текста свидетельства № 481/87 от 2 августа 1917 года).

Свидетельство на право управления паровозом. 1924 год

Свидетельство на право управления паровозом. 1924 год

Что касается его личной жизни, годом ранее, в 1916-м, Григорий женился на Янине Островской. Их брак, как установил Мартин Пепик, был зарегистрирован в Орше – в церкви, расположенной на привокзальной площади. Почему именно в этом городе? Мартин Пепик рассуждает так: «Григорий был православным, а Янина – католичкой. В то время такие «смешанные» браки российское правительство не одобряло. Для карьеры прадеда этот союз мог оказать плохое влияние, поэтому влюбленные искали небольшой православный храм подальше от Минска…»

Георгий Пепик

Георгий Пепик

Через три года, 4 июля 1919-го, в семье родился первый ребенок – девочка, которую назвали Ириной. Крестили ее в Кафедральном костеле в Минске. Там же прошло венчание Григория и Янины. Интересно, что в удостоверении личности, выданном женщине, в графе «должность» написано… «жена слесаря депо Минск».
Вскоре семья перебралась в Волковыск. В 1920 году Григорий Пепик начал работать помощником машиниста на Польских железных дорогах. В том же году родился второй ребенок, на этот раз мальчик. Его назвали Витольд Франтишек (дедушка Мартина Пепика). 27 марта 1923 года в Гродно Григорий получил военный билет. А в нем – описание внешности железнодорожника: «Волосы бледно-темные, глаза карие, брови темные, рост 173 см, вес 63 кг…». Указано и место жительства семьи – улица Шоссейная, 54 в Волковыске.
Знаменательным событием в жизни Григория Пепика стало получение им права (29 февраля 1924 года) управлять паровозом, выданное на основании свидетельства Александровской железной дороги от 2 августа 1917-го. Несколько месяцев Григорий работал слесарем в строительных железнодорожных мастерских в Волковыске.

Янина Пепик пережила супруга на 11 лет

Янина Пепик пережила супруга на 11 лет

Был ли он машинистом – точно не известно. Последние сведения о жизни Григория Пепика датируются февралем 1927 года. Его здоровье ухудшилось.
4 февраля в железнодорожной больнице Вильнюса он исповедуется, а через два дня умирает. Ему не исполнилось и 42 лет. Похоронили Григория на Антокольском кладбище города, возле костела Петра и Павла. Печально сложилась судьба и его сестры Ксении (ее муж Константин Рогачевский также был железнодорожником). В 1942 году эта супружеская чета погибла в лагере под Тростенцом.
Янина осталась одна с двумя детьми. В октябре 1927 года семья получила разрешение на строительство деревянного дома недалеко от станции Волковыск-Центральный. В этом районе жили в основном железнодорожники. Однако мечтам о счастливой жизни не суждено было осуществиться: в середине 30-х годов от аппендицита умирает дочь Григория Пепика Ирина, а затем (7 октября 1938 года) – супруга Янина. Осиротевшего Витольда Пепика под свою опеку взяла бабушка. Мальчик уже после окончания первого класса гимназии начал работать в паровозном депо Волковыск. «Дедушка рассказывал, как тяжело было трудиться на этом предприятии, особенно во время войны, – пишет Мартин Пепик. – Рабочий день продолжался 12 часов». Случилось в этот непростой период и радостное событие: в 1943 году Витольд женился, его избранницей стала Мария Яцкевич. Семья пережила войну. Но решила не оставаться в Волковыске. В декабре 1945-го Витольд, его бабушка, супруга и маленькая дочь обосновались в Польше. «Окутанный клубами дыма, поезд мчался на запад. Нашей семье предстояло начать новую жизнь. Но мы всегда помнили о своих белорусских корнях – о Минске, Орше, Волковыске…», – так завершает свое письмо наш читатель Мартин Пепик.
P.S. За помощь в подготовке материала редакция благодарит инженера-электроника Волковысского сектора обслуживания информационно-вычислительного центра Барановичского отделения Виктора Войтчука.


Знаете ли вы историю своей семьи?

Стальмаков_9960 netОлег Стальмаков, помощник машиниста локомотивного депо Минск:
– Не уделял этому вопросу должного внимания. Хотя интерес всегда был.
К сожалению, в нашей семье мало сохранилось сведений о дедушках. Известно, что оба они были уважаемыми людьми, воевали на фронтах Великой Отечественной. И оба без вести пропали, хотя эту информацию еще нужно проверять. К слову, в нашей семье я – единственный железнодорожник. Еще в начале 1990-х окончил профильный минский колледж, получил специальность помощника машиниста. В настоящее время работаю в пассажирском движении, маршруты разные – Орша, Брест, Барановичи. Часто общаюсь с коллегами, многие из которых пришли на магистраль по стопам своих отцов и дедов. Считаю, что такая преемственность на железной дороге важна.
100_6883

Ирина Некрашевич, заместитель главного бухгалтера локомотивного депо Лида:
– Не могу сказать, что знаю очень хорошо, но все же имею представление о нескольких поколениях близких родственников. Многие из них связали свою жизнь
с железной дорогой. Общий трудовой стаж нашей династии – более 110 лет. А началось все с моего прадеда Михаила Михайловича Некрашевича. Он родился в 1897 году, долгое время работал в путевом хозяйстве. А его отец, мой прапрадед, которого также звали Михаилом, был участником Крымской войны… К сожалению, в домашнем архиве сохранилось мало фотографий и документов, поэтому каждый новый факт о судьбе родственников для всех нас очень значим. И эту исследовательскую работу я и мои близкие, безусловно, будем продолжать.
герасименко-1Елена Герасименко, заведующая билетными кассами вокзала станции Жлобин:
– Многие близкие для меня люди посвятили свою жизнь Белорусской железной дороге. Мать Татьяна Губанова 33 года трудилась на вокзале станции Жлобин, отец Евгений Александрович 11 лет своей жизни посвятил ПМС-117. Моя бабушка Вера Гречихина работала и на станции, и в Жлобинском вагонном депо, ее общий трудовой стаж на магистрали – 42 года. Дедушка Владимир Куренков на долгие годы связал свою жизнь со станцией Жлобин, работал на этом предприятии три десятка лет. Этот перечень можно еще продолжать. А младший в нашей династии – мой брат Александр Губанов, он трудится в Жлобинской дистанции сигнализации и связи. В общем, история нашей семьи тесно переплелась с историей Белорусской железной дороги. И все мы этим очень гордимся.
светлана короткаяСветлана Короткая, оператор Калинковичской дистанции пути:
– История той или иной семьи складывается из судеб конкретных людей – подобно тому, как большое здание из небольших кирпичей. Я знаю, что из близких людей на железной дороге никто не работал. Многие поколения моих родственников занимались не менее важным и ответственным трудом на земле. По маминой линии – в городском поселке Копаткевичи, а по линии отца – в деревне Вторая Слободка Петриковского района. О своих непростых судьбах мне часто рассказывали бабушки – Анна Никифоровна Короткая и Галина Андреевна Воевода. Думаю, каждый должен интересоваться и знать историю своего рода. Ведь без корней даже самое сильное и цветущее дерево прожить не может.

Полосу подготовил Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика