История одной диверсии

Сегодня мы публикуем отрывки из книги «Немецкая оккупация Волковыщины», вышедшей в нынешнем году. Ее автор – Николай Быховцев – родился в 1954 году в Волковыске.

Николай БыховцевПосле службы в армии работал в местной дистанции сигнализации и связи, обслуживал устройства тепловозных радиостанций на станции Волковыск-Центральный. Имеет высшее техническое образование. Около 30 лет проработал инженером кабельной междугородней связи. Свою литературную деятельность Николай Иванович начал в 2001 году. С тех пор опубликовал около 80 статей и 7 книг по истории родного края.  С 2007-го по 2011-й издавал любительский краеведческий журнал «Ваўкавышчына».

…Возле деревни Тимохи, которая расположилась вдоль железнодорожных путей, всего в полутора километрах западнее Волковыска, произошла катастрофа. Столкнулись два поезда – эшелон с перевозимым для нужд германской армии бензином и порожняк.
– Ночью, 17 апреля 1943 года, – рассказывает житель деревни Тимохи Станислав Садовский, – нас разбудили сильные взрывы. Выбежав из хат на улицу, люди увидели за деревней со стороны Волковыска необычайное зрелище. Горел эшелон, везший в открытых полувагонах двухсотлитровые бочки с бензином. Еще немного – и они, взлетая, как мячики, в небо, начнут падать на деревню. Не сговариваясь, мужики понеслись к эшелону. Отцепили последний вагон и, упираясь ногами в шпалы, стали толкать прочь от горящего эшелона. Подбегавшие на помощь люди принимались за следующие вагоны.
Немецкий пост с охраной, находившийся невдалеке, и наблюдавший ту же самую картину, что и жители Тимохов, находился в полной растерянности. Заметив копошившихся людей в хвосте эшелона, и приняв их за партизан, немцы открыли по ним огонь из винтовок. Но вскоре опомнились, сообразили, что к чему, и сами кинулись помогать мужикам.
Незаметно приблизился рассвет. Людскому взору приоткрылась картина произошедшего столкновения двух поездов. Догорали вагоны. По обе стороны путей на черной выгоревшей земле валялись пустые искореженные взрывами железные бочки из-под бензина. Закопченная земля подступила к самым огородам деревни. Благодаря самоотверженности жителей Тимохов, деревня уцелела, не сгорела. Ближе к голове эшелона виднелось что-то невероятное. Среди огромной кучи нагромоздившихся друг на друга остовов сгоревших вагонов, выделялись два исковерканных от встречного удара паровоза.
Так что же произошло в ту апрельскую ночь 1943 года? Что это было – несчастный случай или диверсия? Почему и по чьей вине произошло столкновение двух поездов? Почему эшелон не стал на боковой путь на разъезде и не пропустил идущий навстречу порожняк?
Есть несколько версий о причине катастрофы.
Вот о чем сообщил сын погибшего начальника эшелона Ежи Броковский: «Дежурный по переезду получил из Волковыска по телефону сообщение о приближающихся к разъезду двух встречных эшелонах. Оба семафора на главном пути разъезда, входной и выходной, он закрыл и стал ждать, который из поездов подойдет к разъезду раньше, чтобы отправить его на запасной путь и пропустить второй. Первым появился поезд, управляемый машинистом Бирулей. Однако при закрытом выходном семафоре запасного пути и красном огне на нем, состав, не сбавляя скорости, пронесся мимо поста, не обращая внимания на подаваемые аварийные световые сигналы. Перед этим стрелочник в Андреевичах видел, как поезд Бирули на большой скорости прошел через станцию, не среагировав на знак «стоп». Видна была его голова в окошке, прислонившаяся к раме».
Правда, Ежи Броковский не сообщает, от кого он услышал данные сведения. Если принять их на веру, то здесь возникает первая версия – машинист Бируля просто заснул. Этим объясняется его нереагирование на запрещающие световые и звуковые сигналы. Поэтому эшелон, проехав запасной путь и «порезав» стрелку, вновь выскочил на главный путь.
Этой версии придерживается и бывший машинист Игорь Заткалик, поведавший, как в годы оккупации сам работал машинистом на немецком паровозе: «Часто бывало, что после восьмичасового отдыха нас заставляли опять садиться в паровоз. За это время организм человека не мог восстановиться. Бывало, в паровозе находился по пять суток непрерывно».

Одна из диверсий на линии Белосток - Волковыск

Одна из диверсий на линии Белосток — Волковыск

Волковысский железнодорожный узел использовался немцами во время оккупации очень интенсивно. Через обе станции города движение поездов не прекращалось ни днем, ни ночью. Из-за особой важности узел охранялся с особой тщательностью. Еще 30 июня 1941 года немецкими оккупационными властями был издан приказ, в одном из пунктов которого относительно железной дороги говорилось: «Запрещается: для всего гражданского населения, за исключением лиц, состоящих на службе при германской армии, и железнодорожников, подходить к железнодорожному полотну на расстояние ближе 100 метров с обеих сторон железной дороги, а также запрещается движение по проезжим дорогам и обработка полей в пределах этой же запретной зоны. Переходить или переезжать железнодорожное полотно разрешается только по специальным переездам. По всем лицам, действующим наперекор этому приказу, часовым приказано стрелять без предупреждения».
Правда, сначала за мелкие нарушения этого запрета с местных жителей взимался денежный штраф в размере двух немецких марок. С 1943 года часовые, круглосуточно патрулировавшие железнодорожное полотно, по нарушителям, осмелившимся появиться в запретной зоне, открывали огонь без предупреждения.
Железнодорожная линия Белосток – Волковыск, по которой шли грузы и пополнение живой силой немецких войск, находилась под пристальным вниманием Белостокского отдела польской подпольной Армии Крайовой и даже имела условный шифр: «путь № 8». Каждый проезжающий здесь состав брался на учет и регистрировался польскими рабочими, участниками движения Сопротивления. Данные о движении эшелонов передавались по радио в Лондон, где, анализируя движение поездов по всем направлениям и характер перевозимых ими грузов, можно было делать точные прогнозы о намечающемся наступлении на том или ином участке Восточного фронта.

В версии об уснувшем машинисте имеется один небольшой, но очень важный изъян. Кроме машиниста, в паровозной будке находился еще один человек – его помощник, исполняющий функции кочегара. Неужели все пять километров пути от станции Андреевичи до места столкновения помощник не видел, как машинист спит, и не разбудил его? Разве что заснул вместе с машинистом. Но это маловероятно.
Вторая, более правдоподобная версия, вытекает из первой. А не помог ли помощник машиниста «уснуть» Бируле? Допустим, он был связан с партизанами и от них получил задание уничтожить эшелон с бензином. Нужно только дождаться подходящей ситуации, которая и подвернулась перед Волковыском. В самый последний момент по какой-то неизвестной нам причине помощник не сумел вовремя покинуть идущий на таран эшелон и погиб.
Третью версию автор услышал от бывшего жителя деревни Тимохи Валентина Александровича Садовского. С не вызывающей сомнений уверенностью он прямо заявил:
«Состав с бензином подорвал наш хлопец из Тимохов – Стась Рыба. Настоящая его фамилия Пивоварчик. Тогда ему было около 25 лет. Во время немецкой оккупации Стась и его брат Геня работали железнодорожниками на разъезде. Стась – дежурным на разъезде, а Геня – стрелочником на этом же разъезде со стороны Волковыска. Их отца Людвига, как и всех мужчин из Тимохов, немцы заставляли нести ночное дежурство на железной дороге. Однажды немецкий патруль обнаружил Людвига спящим и так избил, что тот провалялся в постели больше месяца. Сыновья поклялись отомстить за отца, и вот ночью 17 апреля 1943 года такой случай подвернулся. Оба в эту ночь находились на дежурстве.
Когда эшелон с бензином приблизился к разъезду, Стась дал команду стрелочнику со стороны Андреевич, как и положено, перевести стрелку на запасной путь, а сам одновременно дал зеленый на выезд. Ничего не подозревающий машинист Бируля, минуя разъезд, опять выехал на главный путь. Под движущимся эшелоном Геня ухитрился перевести стрелку, которая тут же вышла из строя, а семафор Стась моментально перевел в положение «стоп».
Таким образом, братья обеспечили себе алиби, создав видимость вины машиниста паровоза – заснул, пронесся на запрещающий знак семафора и «порезал» стрелку. Братья Пивоварчики так успешно подстроили крушение поездов, что немцы не могли подкопаться и всю вину возложили на погибшую бригаду паровоза.
– Об этом, – продолжил свой рассказ Валентин Садовский, – мне рассказал после войны Геня Пивоварчик. Тогда, в результате диверсии, движение на участке Белосток – Волковыск остановилось на трое суток.

Яндекс.Метрика