Мастерство видеть насквозь

Лучшего дефектоскописта в вагонном хозяйстве Белорусской магистрали определили в Барановичах. Для победы в дорожном конкурсе нужно было не только проявить хорошую теоретическую подготовку, но и продемонстрировать мастерство быстро и четко «заглядывать внутрь» металлических узлов и деталей.

10Для участия в конкурсе одиннадцать вагонных депо Белорусской железной дороги направили по одному лучшему дефектоскописту. На магистрали трудится более 100 представителей данной профессии. Поэтому можно сказать, что в среднем каждый из них победил в острой конкуренции на местном уровне: все равно что поступил в вуз с конкурсом десять человек на место.
– Всех участников дорожного финала можно с уверенностью считать лучшими, на которых следует равняться, – напутствовал конкурсантов заместитель начальника службы вагонного хозяйства Александр Динкевич. – Работа дефектоскописта очень важна, ответственна. Одной из задач конкурса является проведение мониторинга общего уровня знаний специалистов по неразрушающему контролю, которые трудятся на предприятиях вагонного хозяйства. Такие состязания – это и хорошая площадка для обмена опытом и совершенствования мастерства.

Лучшей в конкурсе была признана Зарина Чумаченко из Минского вагонного депо

Лучшей в конкурсе была признана Зарина Чумаченко из Минского вагонного депо

Акцент на мастерство

В процессе совершенствования техники и технологий при ремонте подвижного состава корректируется и применение средств неразрушающего контроля. Например, начали шире использовать флуоресцентные материалы. Они позволяют улучшить визуализацию исследования. И это повышает достоверность выявления дефектов.
Однако, несмотря на технологические новации, по-прежнему результат в первую очередь зависит от профессионализма человека, его умения владеть различными методами неразрушающего контроля. Настоящий профессионал своего дела никогда не останавливается на достигнутом, изучает достижения современной науки и передовых технологий, постоянно совершенствует свой профессиональный уровень.

24Стимулы для роста

Конкурс профессионального мастерства проходил в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Белорусской железной дороги. И такой выбор вполне закономерен.
– Только у нас готовят дефектоскопистов по магнитному и ультразвуковому контролю для Белорусской железной дороги, – рассказала начальник подразделения Ольга Ходор. – Железнодорожники, которые отработали на магистрали не менее полугода, проходят пятимесячное обучение и получают профессию «дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю».
В дальнейшем они через два года возвращаются в Барановичи – на повышение квалификации. За учебный год багаж знаний пополняют около 100 представителей данной профессии. С 2014 года значимость Барановичского подразделения Дорожного центра выросла еще больше.
Согласно приказу начальника дороги от 12.07.2014 № 267Н, право присвоения 5-го и 6-го разрядов отдано только Барановичскому подразделению. Слушатели должны пройти там курс теоретического обучения, практическое обучение – на своих предприятиях, сдать квалификационный экзамен комиссии в Барановичском подразделении. В случае успешного прохождения всех ступеней обучения каждому из них будет присвоен более высокий разряд.

Светлана Горбунова из Могилевского вагонного депо заняла третье место

Светлана Горбунова из Могилевского вагонного депо заняла третье место

Мастерство дефектоскопистов оценили по результатам трех испытаний: сдачи тестов на компьютере (теоретическая часть конкурса), ультразвукового и магнитного исследований (практическая часть).
– На первом этапе каждому конкурсанту нужно было ответить на 130 вопросов, – рассказала Анна Дременкова, преподаватель Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Задания были распределены по трем блокам: охрана труда, ультразвуковой контроль, магнитный контроль. На вопросы нужно было отвечать не только правильно, но и быстро. Для ответа на каждый давалось не более 1,5 минуты.
Список вопросов подготовили специалисты Барановичского подразделения Дорожного центра и службы вагонного хозяйства. Для сдачи тестов использовали специальную компьютерную программу, разработанную в Конструкторско-техническом центре магистрали. Для оценки знаний представителей разных железнодорожных специальностей в Барановичах ее начали применять с октября минувшего года. А с лета нынешнего от опытной эксплуатации перешли к промышленной. Комплекс, разработанный КТЦ, позволяет в автоматическом режиме осуществлять проверку знаний, а затем дистанционно, с другого компьютера, в том числе из Управления дороги, видеть результаты сдачи экзамена, анализировать правильность ответа на каждый вопрос.

Одно из испытаний - компьютерный тест

Одно из испытаний — компьютерный тест

Женский успех

Точность и оперативность выполнения задания оценивали и на втором этапе. Конкурсантам предстояло применить метод ультразвукового исследования и выявить скрытые дефекты в образцах деталей вагонов.
Пять-десять минут на настройку оборудования – и конкурсанты, словно врачи со стетоскопом, принялись искать повреждения. Только в отличие от медиков, дефектоскописты не выслушивают «организм пациента», а прикладывая контакты к металлической поверхности, контролируют «отклик» металла на мониторе прибора.
– За 12-часовую смену приходится проверять более 40 деталей. Чаще всего исследую корпуса автосцепок, колесные пары, крупногабаритные детали тележек грузовых вагонов, – обрисовала объем работы дефектоскопист Минского вагонного депо Зарина Чумаченко. – Работаю по специальности около двух лет. Пришла на железную дорогу вслед за мамой – она в столичном вагонном депо возглавляет лабораторию неразрушающего контроля.
Работа дефектоскописта требует не только профессионального мастерства, но и внимательности. Поэтому на дороге немало женщин, которые выбрали именно такой профиль деятельности. Это было заметно и по составу участников конкурса: более половины – представительницы прекрасного пола.
На трех этапах конкурса они ни в чем не уступали мужчинам. В итоге лучшей признали Зарину Чумаченко из Минского вагонного депо. На второе место вышла Татьяна Гончар из Жлобина, третье место заняла Светлана Горбунова из Могилева.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика