Импульс к сотрудничеству

Представители железных дорог Беларуси, России и Казахстана обменялись опытом внедрения передовых технологий при формировании высокоскоростных транспортных коридоров, повышении безопасности перевозочного процесса. В Гомеле прошло тематическое заседание главных инженеров железнодорожных администраций государств – членов ЕАЭС.

111Площадкой для дискуссии стал местный Дворец железнодорожников. Главный инженер Белорусской Валерий Шубадеров тепло поприветствовал участников заседания. Он также подробно рассказал о структуре и перспективах развития отечественной стальной магистрали.
– Сегодня Белорусская железная дорога – лидер национальной системы перевозок, – сообщил Валерий Николаевич. – Являясь одним из важнейших транспортных комплексов страны, магистраль успешно развивается и обеспечивает в Беларуси около 63% грузооборота и порядка 38% пассажирооборота. ГлСегодня основными проектами, реализуемыми на Белорусской, являются электрификация участков Жлобин – Гомель и Молодечно – Гудогай – госграница. Выполнение таких планов позволит удешевить и ускорить доставку грузов по этим направлениям.
По его словам, совместно с коллегами из России реализован проект по увеличению пропускной способности и скорости обработки грузовых и пассажирских составов на международном терминале в Бресте, идет работа по увеличению скоростей на Калининградском направлении. Определенное взаимодействие с партнерами по ЕАЭС налажено и в рамках реализации проекта по формированию Экономического пояса Великого Шелкового пути. Выполнение намеченного и дальнейшее развитие магистрали невозможно без внедрения в отрасли передовых технологий, новейшего оборудования и техники.
Делегацию России на форуме возглавлял старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. Накануне он посетил Гомельский колледж (филиал БелГУТа), где гостю предложили обзорную экскурсию по учебному заведению, в частности, он побывал в музейной комнате, ознакомился с процессом и условиями подготовки специалистов по основным железнодорожным профессиям.
678678К слову, Валентин Александрович – сам выпускник этого отраслевого ссуза. В 1974-м он окончил колледж (тогда техникум). Спустя много лет во время очередного посещения «альма-матер» именитый выпускник подарил колледжу компьютерный комплекс для тренировки машинистов работе на электровозе серии ВЛ80с, а также необходимое программное обеспечение, учебную литературу. С руководством колледжа он обсудил вопросы дальнейшего сотрудничества учебного заведения с отраслевыми ссузами России по различным направлениям, в том числе в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения.
Перед участниками форума Валентин Гапанович выступил с подробным докладом «Инновационное развитие ОАО «РЖД». Тему продолжили и другие участники встречи.
Полезным для всех стран может быть опыт российских коллег по внедрению автоматизированной системы управления ресурсами, рисками и надежностью – АС УРРАН. Впервые на примере путевого хозяйства для оценки способности инфраструктуры к выполнению заданного объема перевозок с установленной скоростью были введены показатели, характеризующие надежность не конкретного технического средства или системы, а перевозочного процесса в целом. Они выражены эксплуатационным коэффициентом готовности, в котором учитываются не только параметры безотказности и ремонтопригодности, но и показатели перевозочного процесса: участковой скорости поездов, плановых и внеплановых технологических перерывов.
576На основе принципов и системы показателей эксплуатационной надежности и безопасности стало возможным разработать методики оптимизации управления инвестициями в хозяйствах компании на всех этапах жизненного цикла. Эти методики управления инвестициями напрямую связаны с текущими оценками рисков перевозочного процесса. Система УРРАН внедрена на всех железных дорогах ОАО «РЖД». Управление рисками и ресурсами позволяет исключить экономические риски в виде лавинообразного возрастания затрат на эксплуатационную деятельность.
Коллеги рассказали об еще одной, не менее интересной и полезной системе, разработанной в ОАО «ВНИИЖТ» и внедряемой на полигоне российских железных дорог – АПК «Эльбрус». Комплекс позволяет автоматизированно, практически в режиме реального времени, построить суточный энергосберегающий график движения с учетом расписания пассажирских и пригородных поездов, в период предоставления технологических «окон» для ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ. Таким образом из процесса исключается человеческий фактор, когда движенцам приходилось согласовывать свои действия по телефону.
Доктор технических наук, профессор, научный руководитель межведомственной лаборатории ООО НПО «ТРИБОФАТИКА» (г. Гомель) Леонид Сосновский представил участникам мероприятия свою очередную разработку – новый конструкционный материал – высокопрочный сталистый чугун, который по основным характеристикам (прочности, пластичности, твердости) не уступает, а по ряду параметров и превосходит в разы сталь, применяемую сегодня для изготовления рельсов. На заводе «Гомсельмаш» были выпущены опытные образцы рельсов длиною 6,5 м, а для проведения полноценных испытаний необходимо изготовить рельсы длиной 25 м и уложить их в путь. Данная разработка вызвала широкий интерес у аудитории. Главные инженеры выразили уверенность, что рельсы из нового сплава в скором времени появятся на магистралях стран ЕАЭС.
Участники заседания также обсудили вопросы информационной безопасности на железных дорогах, импортозамещения и ряд других, посетили некоторые объекты железнодорожной инфраструктуры Гомельского узла, ознакомились с работой вагона-рельсосмазывателя российского ЗАО «Фирма ТВЕМА».
Г2541лНесколько лет назад этой компании удалось создать наиболее оптимальную конфигурацию планировки вагона и рельсосмазывающего оборудования. На российские железные дороги поставлено около полусотни таких вагонов. Они обеспечивают лубрикацию рельсов в кривых в автоматическом режиме в составе пассажирских поездов на участках с высокой грузонапряженностью в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 400С до плюс 500С. Производителем предусмотрено бесконтактное (с видеоконтролем качества) нанесение смазочного материала на боковую поверхность рабочей грани головки рельса, автоматическая регулировка расхода смазки в пределах от 200 до 400 мл/км с корректировкой по скорости движения, радиусу кривой, интенсивности бокового износа и ширины контакта гребня колеса с рабочей гранью боковой поверхности головки рельса. Коэффициент полезного использования смазочного материала таким вагоном не ниже 80%.
Свои новейшие разработки, продукцию, выпускаемую для магистрали, на форуме главных инженеров представили Конструкторско-технический центр Белорусской железной дороги, ОАО «АГАТ – системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления», ОАО «Брестский электротехнический завод», СЗАО «Электромеханический завод», СЗАО «ЛИПЛАСТ-СПб» и некоторые другие.
В ходе мероприятия состоялся обмен мнениями между железнодорожниками, намечены пути для дальнейшего сотрудничества в области внедрения современных технологий и техники на стальных магистралях стран – участниц ЕАЭС.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика