Повышая эффективность и качество труда

Одна из тем, напрямую касающихся каждого работника магистрали, независимо от профиля его деятельности, – это вопросы нормирования труда. Что учитывается при данных расчетах, есть ли у железнодорожников своя специфика, используется ли в этой области опыт зарубежных коллег?

DSC_6833За ответами мы обратились к руководителю Центра разработки нормативов для организации и нормирования труда Белорусской магистрали Станиславу Гуренкову.

– Все мы понимаем, что каждый продукт труда имеет свою стоимость. Существенной ее частью являются средства, затраченные на оплату труда. А они всегда ограничены максимальной себестоимостью, которую производитель товара или услуги может «заложить» в цену, чтобы не понести убытки. В нашем случае средства ограничены максимальным уровнем утвержденных для дороги тарифов на перевозки. При этом условии увеличение оплаты труда каждого отдельно взятого железнодорожника может произойти только в результате повышения его производительности. К примеру, работник подразделения, состоящего из оптимального количества человек, будет зарабатывать больше своего коллеги из коллектива, где численность завышена (при условии выполнения обоими специалистами одних и тех же задач в одинаковом объеме). А вот определение оптимального количества работников, необходимых для производства работ или услуг, достигается путем нормирования труда.
Эти функции на Белорусской железной дороге возложены на наш Центр. Задачи перед нами стоят ответственные, так как при нормировании труда необходимо учесть множество факторов (технических, организационных, психофизических), постараться найти грань между эффективностью и качеством труда.
Колядичи 2015_9144 net– Расскажите, пожалуйста, подробнее об истории создания Центра.
– В период существования Советского Союза разработками занимался Проектно-внедренческий центр по нормированию труда МПС СССР.
С начала 1990-х годов и до 2004-го данная деятельность на Белорусской железной дороге системно не велась. При необходимости отраслевые службы магистрали разрабатывали профильные документы, содержащие отдельные нормы по труду. Необходимость в оптимизации затрат на оплату труда обусловила создание в 2004 году лаборатории по нормированию труда. А через шесть лет – для выведения данной работы на качественно новый уровень – было принято решение о создании на магистрали Центра разработки нормативов для организации и нормирования труда.
– Что представляет собой Центр сегодня?
– В настоящий момент это обособленное структурное подразделение Белорусской железной дороги, которое разрабатывает и совершенствует типовые нормы времени и нормативы численности, координирует деятельность предприятий Белорусской магистрали в своей сфере, ведет единую информационную базу данных структур и штатов дороги, принимает участие в плановых проверках по вопросам организации нормирования труда. Помимо этого, мы также выполняем поручения руководства дороги по широкому кругу тем. Центр оказывает помощь не только подразделениям Белорусской магистрали. Например, недавно к нам обратился Минский метрополитен. Мы открыты для сотрудничества и всегда готовы поделиться наработанным опытом.
ЦТО_2539 net (3)– Как планируется работа Центра?
– Наша деятельность по совершенствованию нормативной базы по труду осуществляется в рамках пятилетней отраслевой программы, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В 2014-м Центр предложил порядок определения приоритетных направлений в части создания и пересмотра нормативов по труду, который был утвержден приказом начальника дороги. Это позволило перейти к более эффективному плану действий: от сбора отдельных предложений служб и отделений – к объективной оценке планируемых разработок, применяя балльную систему экономически обоснованных показателей. Безусловно, в случае возникновения необходимости в оперативных материалах, мы осуществляем разработку нужных нормативов по труду и сверх плана. Они в основном связаны с обеспечением безопасности движения поездов.
За время работы Центра как обособленного структурного подразделения было разработано и пересмотрено 39 нормативных сборников, 20 872 нормы труда, разработаны типовые организационно-функциональные структуры и типовые штаты большей части обособленных подразделений отделений дороги.
Необходимо отметить, что создание норм и нормативов по труду требует значительных трудозатрат. В том числе – большого количества фотографий рабочего дня, фотохронометражных замеров. Зачастую при этом выявляются «узкие места» в технологии и организации труда на рабочих местах, после чего в отраслевые службы Управления дороги направляются предложения по их улучшению и пересмотру.
– Используется ли в работе Центра опыт сопредельных государств?
– Конечно. Мы расширяем сотрудничество и взаимодействуем со странами Содружества Независимых Государств. Для координации деятельности и обмена опытом в области внедрения и применения нормативных материалов по нормированию труда создана профильная подгруппа, состоящая из представителей железнодорожных администраций Беларуси, России и Казахстана.
Налажены тесные контакты с Центром разработки и внедрения типовых нормативов по труду АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» и Центром организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «Российские железные дороги». Вместе со специалистами последнего из них мы провели исследование технологического процесса и затрат времени на техническое обслуживание грузовых вагонов на стыковых станциях Брянск, Гомель, Смоленск и Орша. Сейчас полученная информация применяется в работе Центра. Рассматривается возможность совместного создания норм труда на работы по передаче грузовых поездов (вагонов) на передаточных станциях.

Обсуждение результатов проведения фотохронометражных замеров

Обсуждение результатов проведения фотохронометражных замеров

– Центр – это в первую очередь люди, специалисты. Их уровень профессионализма во многом и определяет эффективность его работы.
– Безусловно. Решение возложенных на наш коллектив задач требует от каждого высокой профессиональной подготовки и наличия практики в области нормирования. При подборе персонала ставка делается на специалистов, имеющих опыт работы в структурных подразделениях отделений Белорусской железной дороги. Знания и навыки, приобретенные в Центре, дают сотрудникам возможность выходить на новый уровень. Подтверждением этому является тот факт, что их охотно приглашают на работу в отраслевые службы.
Сплоченность и целеустремленность сотрудников Центра проявляется не только в труде, но и на спортивных площадках. Неизменно высоких результатов мы добиваемся на спортивных состязаниях. Коллектив принимает активное участие в туристическо-спортивных мероприятиях: сплавах на байдарках по рекам Беларуси, соревнованиях по боулингу и пейнтболу.
Политика Центра ориентирована на постоянный профессиональный рост и расширение кругозора сотрудников. Наши специалисты регулярно посещают семинары и курсы повышения квалификации, технические выставки, участвуют в туристических поездках – как по Беларуси, так и вне ее пределов.
В завершение хотел бы отметить следующее. Сегодня все чаще обращается внимание на необходимость решения вопросов повышения производительности труда путем развития системы его нормирования. Являясь частью системы, Центр доказывает свою результативность, разрабатывая нормативы с высоким экономическим эффектом. Мы осознаем важность поставленных перед нами задач и подходим к ним с должной ответственностью, не собираясь останавливаться на достигнутом.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика