Лента времени: 6 — 12 декабря

А дальше было иго

775 лет назад после долгой осады монголо-татарские войска захватили Киев.

В 1239 году армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли восточных славян. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переяславль, затем Чернигов. В декабре 1240 года Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил его защитникам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Татарам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах они ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно ряду исторических документов) 6 декабря 1240 года. Разъяренные татаро-монголы уничтожали всех, кто попался под руку. Из 50 тыс. человек после Батыева погрома в городе осталось не более 2 тыс. жителей. Были разрушены Успенский, Софийский собор, Троицкая надвратная церковь (сейчас главный вход в Лавру). Захватчики стерли с лица земли церковь Спаса на Берестове, Ирининскую церковь и практически все киевские ворота. Батыево нашествие нанесло чудовищный удар по культурному и государственному развитию Руси. На ее северо-восточных землях татарское иго тяготело свыше 200 лет, до 1480 года.


Козинский виадук - на момент строительства самый высокий железнодорожный мост в СССР

Козинский виадук — на момент строительства самый высокий железнодорожный мост в СССР

Сквозь Саянские хребты

50 лет назад была принята в постоянную эксплуатацию железная дорога Абакан – Тайшет, которую часто называют «Трассой мужества».

Это была первая дорога в СССР, электрифицированная сразу во время строительства, а также оборудованная всеми новейшими средствами автоматизации управления движением. Идею проложить дорогу через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с угольными месторождениями Кузбасса, инженеры вынашивали еще в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от планов. Эксперты признавали невозможность строительства из-за сложного рельефа, больших перепадов высот. Старт началу работ был дан в 1959 году. Сложнейший участок протяженностью 647 км прокладывали 7 лет, стройка была объявлена ударной комсомольской, сюда съезжались молодые люди со всего Советского Союза. «Трасса мужества» является продолжением железной дороги Новокузнецк – Абакан, построенной в 1949 – 1950 годах. Специалисты и рабочие возвели 725 искусственных сооружений, выполнили 37 млн. кубометров земельных и 11 млн. кубометров скальных работ. Всего пробито 9 тоннелей. Общая длина их составляет более 10 км, самый крупный из которых – Манский – протяженностью 2487 метров. За самоотверженный труд 745 строителей были награждены орденами и медалями. По завершении стройки Министерство транспортного строительства СССР и ЦК профсоюза работников транспорта учредили памятный значок «Абакан – Тайшет». Дорога строилась однопутной. Впервые с проблемами пропускной способности железнодорожники столкнулись через пятнадцать лет после сдачи магистрали в эксплуатацию. Тогда приступили к строительству вторых путей на отдельных перегонах – получились двухпутные вставки. Сегодня дорога играет важнейшую роль в жизни Западной и Восточной Сибири. По ней осуществляется грузовое и пассажирское сообщение. В наши дни по «Трассе мужества» перевозят до 20 млн. тонн грузов в год.


Ada_LovelaceОпережая время на столетия

200 лет назад родилась Августа Ада Кинг – английская графиня и математик, вошедшая в историю компьютерной техники как первый программист.

Она появилась на свет 10 декабря 1815 года в Лондоне и была дочерью знаменитого поэта Джорджа Байрона и поклонницы его творчества Анабеллы Милбэнк. Изнывающий от тоски семейной жизни классик английской литературы, назвав дочь Августой, сгинул в неизвестном направлении. Мать стоически перенесла разрыв и, окрестив дочь Адой, поклялась уберечь дитя от стишков и их сочинителей. В тринадцать лет девочка начала оправдывать ожидания матери, проявляя все больший интерес к точным наукам. В 1833 году Ада познакомилась с Чарльзом Бэббиджем, профессором математики Кэмбриджского университета и изобретателем первой в мире вычислительной машины. Она увлеклась его идеями и впоследствии помогала ученому. И хотя программы, написанные Адой, никогда не отлаживались и не работали, ряд высказанных ею в 1843 году общих положений сохранили свое принципиальное значение для программирования в последующие столетия. Интересно, что терминология, которую ввела эта женщина, в значительной степени используется современными специалистами. Еще в 1834 году она вышла замуж за Уильяма Кинга (в этом браке родилось трое детей), вскоре унаследовавшего титул лорда Лавлейса, что обеспечило Аде безбедное существование и возможность заниматься любимым делом. Правда, времени ей судьба отмерила совсем немного. Первый программист человечества скончалась в возрасте 37 лет и была похоронена в фамильном склепе Байронов рядом со своим отцом, которого никогда не знала.


Паровоз серии QJ в музее города Люйшунькоу

Паровоз серии QJ в музее города Люйшунькоу

Отныне без пара

10 лет назад на Цзитунской железной дороге были потушены все паровозы, таким образом, в Китае окончательно отказались от использования паровозной тяги на магистральных линиях.

Дорога протяженностью 995 км, соединяющая Тунляо с Цзинином в провинции Внутренняя Монголия, была открыта в 1995 году. Она долгое время была очень популярной у туристов. Это было связано с тем, что для вождения поездов не стали приобретать дорогие современные локомотивы, а закупили около 120 подержанных паровозов. Перевозки осуществлялись локомотивами серии QJ с осевой формулой 1-5-1, которые в основном водили поезда «в спарке». Вес поездов поначалу составлял 2300 тонн, после в восточном направлении был повышен до 2500 тонн, а на некоторых участках до 2800 тонн. Максимальное число вагонов в поезде составляло 55 и было ограничено длиной путей станций. Однако с июля 2000 года на дороге стали применять и тепловозную тягу, в основном на участках в засушливых районах, где существовал дефицит воды. К десятилетию дороги тепловозы полностью заменили «старичков». Последний поезд на паровозной тяге проследовал 8 декабря 2005 года. Этот день стал последним для магистральной паровозной тяги в Китае. Два паровоза вскоре были проданы в США, теперь они используются для туристических поездок в штате Айова. К слову, локомотивы QJ производились в Китае с 1956-го по 1988 год. Они являлись собственной китайской разработкой, но в качестве основы была взята конструкция советского паровоза серии ЛВ. Всего было выпущено 4714 таких машин.


На пути к равенству

150 лет назад вступила в силу 13-я поправка к Конституции США, которая отменила в стране рабство.

Система использования труда невольников существовала в британских американских колониях и США почти 250 лет. Большинство рабов были неграми, насильно вывезенными из мест проживания в Африке, и их потомками. Впервые африканские невольники завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. В первой половине XIX века национальное богатство Соединенных Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. Он широко использовался в плантационном хозяйстве. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 млн. были рабами. 18 сентября 1850 года Конгресс США принял закон, разрешавший поиск и задержание беглых рабов на территориях, где рабство было отменено. Во всех южных и северных штатах учреждались особые уполномоченные по ловле рабов, которым следовало оказывать содействие. Пойманных помещали в тюрьму и под вооруженной охраной возвращали владельцу. Чтобы раб был признан беглым, достаточно было, чтобы любой белый подтвердил под присягой, что этот чернокожий является бежавшим от него рабом. К слову, последним американским штатом, официально отменившем рабство, стал штат Миссисипи, и только в 2013 году. Несмотря на то, что сенат и палата представителей штата единогласно ратифицировали поправку еще в 1995 году, официально она не действовала. Дело в том, что копия документа не была направлена в Федеральный реестр США. Ошибку в законодательном процессе заметил профессор нейробиологии и анатомии в Университете Миссисипи Ранжану Батре. Он посмотрел фильм Стивена Спилберга «Линкольн», и решил проверить, когда каждый из штатов ратифицировал 13-ю поправку.


Ferdynand_RuszczycМастер четырех стихий

145 лет назад родился Фердинанд Рущиц – знаменитый художник-пейзажист, график, театральный декоратор, педагог, оставивший глубокий след в искусстве Беларуси, Литвы и Польши.

Он появился на свет в имении Богданов (ныне деревня Богданово в Воложинском районе) в семье обедневшего шляхтича. Детство и юность Фердинанда прошли в Минске. Здесь он окончил гимназию, занимался у художника Кузьмы Ермакова. В Петербургской академии художеств учителями Рущица были Иван Шишкин и Архип Куинджи. Еще во время учебы молодого живописца заметили и оценили художественные критики. Расцвет его творческой карьеры связан с возвращением в родовое имение после окончания академии. Годы, проведенные в Богданове, считаются наиболее плодотворными. Здесь в 1898 году Фердинанд Рущиц начал работу над одним из своих самых знаменитых полотен – «Земля», которое хранится сегодня в Национальном музее в Варшаве. Тут увидели свет замечательные картины «Последний снег», «Баллада», «Крево», «Мельница», «Берега Вилейки», «Лесной ручей» и многие другие. Полотна Рущица неоднократно выставлялись в Петербурге, Москве, Варшаве, Вильне, Париже. В 1921 году во Франции художник был награжден орденом Почетного легиона за вклад в культуру. Критики отмечали его исключительный дар колориста, а современные искусствоведы вполне заслуженно называют художника «мастером четырех стихий». Рущиц снискал себе славу прекрасного оформителя спектаклей, книжного графика, иллюстратора журналов. Он являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, много ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков и их руин. Также Рущиц сохранился в памяти современников в качестве прекрасного педагога. Активно участвовал в возрождении Виленского университета, работал в Школе изящных искусств в Варшаве, в Краковской академии искусств. Умер Фердинанд Рущиц 30 октября 1936 года в Богданове, похоронен на местном кладбище. Его полотна являются настоящим украшением музеев Польши, Литвы, России и Беларуси, также находятся в европейских и американских коллекциях. В 2002 году в честь известного художника была названа одна из улиц Минска.

Яндекс.Метрика