Беззаветно служил магистрали

В историю Белорусской железной дороги золотыми буквами вписано имя одаренного инженера – специалиста в области СЦБ и связи, известного в свое время на сети дорог СССР, Героя Социалистического Труда и почетного железнодорожника Владимира Андреевича Окоркова, со дня рождения которого в этом году исполнилось 100 лет.

img238_1971Вся его жизнь – яркий пример беззаветного служения Отчизне, преданности профессии и добросовестного отношения к делу.

Родился Владимир Андреевич 4 (17) ноября 1915 года в Гомеле в семье железнодорожника. После семилетней школы поступил в школу фабрично-заводского ученичества, которую окончил в 1931-м с квалификацией слесаря паровозника 5-го разряда. В 1932-м окончил вечерние курсы электромехаников связи и был назначен электромехаником на станцию Гомель.
В 1934-м поступил в гомельский отраслевой техникум на вечернее отделение (сразу на 3-й курс) на специальность «сигнализация, централизация, блокировка (СЦБ) и связь». В 1936 – 1937 годах работал техником связи. В апреле 1938-го был назначен начальником техотдела службы связи Белорусской железной дороги, проработал в этой должности до августа 1941-го. С сентября 1941-го – начальник отдела СЦБ Московско-Донецкой железной дороги в Воронеже, а в ноябре того же года по распоряжению уполномоченного НКПС по Брянскому фронту был командирован в его распоряжение и призван в Красную армию. В 1943 году – старший инженер управления связи и СЦБ при Управлении военно-восстановительных работ № 10. В мае 1944-го командирован на прежнее место работы, назначен на должность начальника техотдела службы связи Белорусской железной дороги. С февраля 1945-го – начальник службы связи 4-го военно-эксплуатационного управления 1-го Белорусского фронта, инженер-майор. Награжден орденами – Отечественной войны ІІ степени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». В 1949 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. С апреля 1949-го – главный инженер службы сигнализации и связи Белорусской железной дороги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Окоркову Владимиру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Имеет и отраслевую награду – знак «Почетный железнодорожник». В 1982 году имя Владимира Окоркова присвоено тепловозу ТЭП60-835 локомотивного депо Минск Белорусской железной дороги.

«Горжусь,что работал под его руководством»

…Прошло более 30 лет как не стало Владимира Андреевича, но он по-прежнему в памяти тех, кто в жизни соприкасался с ним. В любой компании, когда речь заходит о работе в 1960 – 1980 годы на Белорусской железной дороге, обязательно вспомнят этого талантливого руководителя. Человека с большой буквы. Даже те, кто близко не сталкивался с ним по работе, могут рассказать десяток эпизодов, подчеркивающих незаурядность его личности.
Я искренне благодарен судьбе, что мне посчастливилось работать под руководством Владимира Андреевича. В 1965 году после увольнения в запас из армии я был принят электромехаником СЦБ Гомельской дистанции и направлен на станцию Центролит, где шли пусконаладочные работы блочной электрической централизации. Там я впервые встретился с Владимиром Андреевичем, который на всю жизнь стал для меня идеалом. Потом были наладочные работы при строительстве АБ, ЭЦ на участках Добруш – Гомель, Гомель – Калинковичи. Но более тесные деловые отношения у нас сложились после назначения меня в 1973 году главным инженером Жлобинской дистанции сигнализации и связи, а позже начальником Калинковичской дистанции сигнализации и связи.
img237_1971 годВ то время по всей Белорусской железной дороге высокими темпами шло техническое перевооружение – в том числе на участках Могилев – Жлобин, Жлобин – Калинковичи, Калинковичи – Овруч, на станциях Жлобин и Барбаров. При этом не было ни одного объекта, в модернизации которого не принял бы участие сам Владимир Андреевич. Все пусконаладочные работы электрической централизации на крупных станциях производились под его руководством. Его помощниками были наладчики лаборатории службы сигнализации и связи А. Наркевич, М. Курлуков, А. Сураев, Н. Авраменко, С. Костылева, С. Семенова. Технология пуска электрической централизации была продумана – к каждому из специалистов лаборатории Владимир Андреевич прикреплял одного работника дистанции и они вместе работали по отлаженной схеме. У меня до сих пор, как реликвия, хранится схематический план станции Жлобин, на котором отражены составы бригад по переключению стрелок, сигналов, рельсовых цепей, время начала и конца переключений для каждой бригады в отдельности, время прохождения пассажирских и пригородных поездов. На второстепенных путях работы начинались в 7.30, а в 14.40 дежурный по станции уже управлял всей станцией с пульта ЭЦ. Так проходили пуски на Белорусской железной дороге. Это вызывало чувство гордости у каждого работника, причастного к пуску новых устройств. Благодаря таланту Владимира Андреевича за короткое время в каждой дистанции выросли квалифицированные кадры, способные в дальнейшем передавать свой опыт другим.
Меня лично поражала его работоспособность. Не единожды на совещаниях по рассмотрению хода строительства крупного объекта (ЭЦ, ДЦ) под председательством одного из заместителей начальника дороги Владимир Андреевич демонстрировал осведомленность по дате отгрузки оборудования, материалов поставщиками (а их были десятки из разных уголков страны) в адрес генподрядчика, субподрядчиков. Он не терпел обмана. Такой подход побуждал строителей совершенно по-другому организовывать свою работу.
Имя Владимира Андреевича, его заслуги хорошо знакомы не только на нашей магистрали. В этом я убедился, побывав на курсах повышения квалификации в Харьковском и Ташкентском институтах железнодорожного транспорта, где обучались коллеги со всех железных дорог бывшего Советского Союза.

Этого легендарного человека знают и ветераны дороги, и молодые железнодорожники. Ведь именно при его участии на Белорусской были внедрены новейшие системы автоматики, блокировки и связи. Его имя по праву внесено в книгу почетных граждан столицы и энциклопедию Белорусской ССР. Сегодня мы публикуем воспоминания коллег Владимира Окоркова – людей, для которых он был не просто руководителем, а другом и наставником.

В моей памяти сохранилось множество эпизодов, ситуаций, связанных с именем Владимира Андреевича. Кстати, в музее Гомельского отделения и сейчас находится аппарат БПЛЦ (блокировка с полярной линейной цепью) – детище изобретателя Окоркова. Я восхищался его энциклопедическими знаниями, притягательной простотой, добротой, бескорыстностью, его принципами при подготовке к любой работе. Очень многие старались подражать ему, в том числе и я. Думаю, что информация о почетном железнодорожнике, заслуженном работнике железнодорожного транспорта – Владимире Андреевиче Окоркове – должна быть в каждой дистанции сигнализации и связи. Ведь этот человек своей жизнью и делами внес неоценимый вклад в развитие магистрали и являет собой пример для подражания, особенно для сегодняшнего молодого поколения специалистов Белорусской железной дороги.

Николай МАКСИМУК,
ветеран-железнодорожник, г. Гомель

«Старался следовать примеру»

В 1963 году я, выпускник ЛИИЖТа, по распределению был направлен в Молодечненскую дистанцию сигнализации и связи. К работе приступил в июле. В августе того же года группа специалистов СЦБ и связи дистанции ввиду предстоящей электрификации участка Минск – Олехновичи была направлена для обучения на станцию Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги, электрифицированной по схеме электротяги переменного тока. Учеба была весьма полезна и своевременна. Ведь с сентября 1963 года начались регулировочные работы устройств СЦБ на электрифицируемом участке Минск – Олехновичи.
Для наладки устройств СЦБ службой сигнализации и связи были собраны специалисты со всей дороги. В состав группы наладчиков включили и меня – электромеханика СЦБ. Регулировочные работы возглавил главный инженер службы Владимир Андреевич Окорков. Участок Минск – Олехновичи электрифицировался по схеме электротяги переменного тока, перегоны оборудовались числовой кодовой автоблокировкой, станции – устройствами ключевой зависимости (МКУ) с рельсовыми цепями. Если учесть, что электротяга переменного тока впервые появилась на сети дорог только в 1958 году (на Красноярской железной дороге) и считалась наиболее прогрессивной, то можно было понять наш энтузиазм в приобщении к новому.
Работы было много, и интересной работы! Это была наша молодость, мы дневали и ночевали на стройке, не считались со временем. А темп этот задавал Владимир Андреевич. Именно то, что мне довелось трудиться под его руководством, я считаю особым везением. Человек с характером, требовательный, но очень тактичный. Он никогда не сдерживал инициативы, но за поручения спрашивал строго. Поэтому первый урок, который я тогда усвоил, – любое дело делай на совесть. Кстати, именно Окорков в 1972 году предложил меня на должность своего заместителя. И я ему за это очень благодарен. Ведь это был звездный час для внедрения электрической централизации – на нее постепенно переходили все станции магистрали, устройства ЭЦ внедрялись на всех участках дороги и многих узлах – Витебск, Волковыск, Осиповичи, Орша, Брест, Гродно, Могилев.
Главный профессиональный принцип, который я пронес через всю жизнь, мне достался в наследство именно от Владимира Андреевича. Он нередко говорил: «От любой работы нужно получать удовольствие». И восемнадцать лет, которые я отдал службе сигнализации и связи, старался следовать этим словам.

Геннадий НОВИК,
ветеран службы
сигнализации и связи,
г. Минск

Яндекс.Метрика