Достоин самых добрых слов
Имя Евгения Ивановича Володько, начальника Белорусской железной дороги в 1993 – 1998 годах, вошло в летопись магистрали как руководителя-созидателя.
Под руководством Евгения Ивановича многотысячный коллектив железнодорожников в трудные 1990-е сумел создать крепкий базис для будущего развития отрасли. 3 января 2016-го ему исполнилось бы 75 лет. По этому случаю в Минском Дворце культуры и спорта железнодорожников прошел вечер воспоминаний о Евгении Володько. Собрались люди, с которыми он когда-то работал, те, с кем в разные годы сводила его судьба. Пригласили также его жену Раису Васильевну и дочь Наталью.
Открывая вечер, ведущая – заведующая культурно-методическим центром Дворца Анжелика Леонова – предоставила слово председателю Дорпрофсожа Владимиру Рингу. «Евгений Володько был руководителем, востребованным временем, – сказал Владимир Иосифович. – А еще – замечательным человеком, хорошим наставником, который ко всем умел найти подход, в том числе и к молодым специалистам. Я сам это ощутил, когда работал на станции Минск-Сортировочный».
…Евгений Володько родился в 1941 году в деревне Хоревщина Сенненского района Витебской области. После окончания Оршанского техникума железнодорожного транспорта до 1965 года работал на Северной дороге в Вологодской области. Начинал с дежурного по станции и старшего помощника начальника станции Шексна, был секретарем Вологодского райкома комсомола. Затем вернулся в Беларусь, стал маневровым диспетчером на станции Молодечно. Некоторое время трудился в Минском отделении поездным диспетчером и дежурным по отделению. Затем – в Управлении дороги заместителем начальника службы движения. В 1984 году возглавил Минское отделение. С 1989-го по 1993-й был председателем Дорпрофсожа. Евгений Володько был почетным железнодорожником, заслуженным работником транспорта Республики Беларусь, награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд».
Распад Советского Союза отразился на работе всего транспортного комплекса молодого независимого белорусского государства. О том, как железнодорожники трудились в сложные 1990-е годы, вспоминали в своих выступлениях бывшие первый заместитель начальника Белорусской железной дороги – главный инженер магистрали Владимир Борисюк, заместитель начальника дороги Валерий Назаренко, начальник службы пути Евстафий Гришукевич, главный инженер службы локомотивного хозяйства Николай Чумак, генеральный директор УП «Белжелдорснаб» Валерий Шенцов.
Евгению Ивановичу и его команде удалось решить многие трудные задачи. К примеру, когда шел процесс разделения парка грузовых вагонов и контейнеров между железными дорогами стран СНГ, были должным образом учтены интересы Белорусской магистрали. Тогда же она взяла курс на освоение новых видов ремонта подвижного состава. Если ранее отечественные электропоезда приходилось оздоравливать в Красноярске, то в 90-е годы ситуацию удалось изменить. В локомотивном депо Лида организовали ремонт дизель-поездов, а в Барановичском депо – электропоездов, реконструировали Витебское, Могилевское, Жлобинское вагонные депо. Многое было сделано и для совершенствования путевого хозяйства, внедрялись современные технологии содержания и ремонта пути.
О том, как Евгений Иванович работал и отстаивал интересы Белорусской железной дороги, говорили в своих воспоминаниях и бывшие главный экономист магистрали Галина Брычкина, начальник отдела труда, заработной платы и техники безопасности Управления дороги Зинаида Никитина и начальник отдела учебных заведений Игнат Лавкет. За годы руководства Евгения Володько Белорусской железной дорогой валютные поступления в отрасль, а значит, и в республику, увеличились более чем в 25 раз. Это способствовало становлению промышленного комплекса республики, помогало и банковской системе страны. Дорога в те годы стала едва ли не единственным государственным объединением, осуществлявшим свободную продажу валюты и своевременно производящим платежи. Она достигла достойного уровня и по заработной плате, заняв третье место в республике после банковской сферы и строительного комплекса.
Немало на магистрали возводилось жилья, был построен едва ли не самый лучший в республике санаторий «Магистральный» в Барановичском отделении, решались другие социальные вопросы.
У руководителя такого высокого ранга немало обязанностей. При этом Евгений Иванович умел тепло и душевно общаться с людьми. Эти лучшие качества отметил в нем бывший заместитель начальника оперативно-распорядительного отдела службы движения Николай Пунинский, который знал его еще по совместной учебе в оршанском отраслевом техникуме. О таких качествах Володько рассказал и нынешний председатель совета ветеранов Минского узла Анатолий Кривчик, который будучи в те годы секретарем райпрофсожа столичного отделения дороги, неоднократно участвовал в приемах граждан, которые проводил Евгений Володько. Многие вопросы, с которыми обращались люди, решались оперативно – без проволочек и бюрократии.
Много теплых слов о Евгении Ивановиче было высказано в приветственных адресах. Их прислали директор Брестского электротехнического завода, в прошлом руководитель Белорусской железной дороги и министр транспорта и коммуникаций Степан Шкапич, генеральный директор закрытого акционерного страхового общества «ТАСК» Игорь Волков, начальник Конструкторско-технического центра Михаил Федорцов. Благородным человеком и умелым руководителем назвал Евгения Володько и писатель Николай Чергинец. Будучи в те годы председателем постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, он содействовал в решении вопросов, с которыми обращался к нему Евгений Иванович (сам Николай Иванович по уважительным причинам не смог присутствовать на вечере и попросил озвучить приветственный адрес бывшего начальника Дорожного центра научно-технической информации Бронислава Живицу). С воспоминаниями на вечере также выступили ветераны-железнодорожники Николай Дыщенко, Александр Барбарич, Галина Верхоланцева, первый заместитель редактора газеты «Транспортный вестник» Игорь Петровский, заслуженный артист Республики Беларусь Владимир Провалинский. В зале прозвучали песни, которые любил Евгений Иванович.
Участники вечера воспоминаний выразили признательность председателю клуба почетных железнодорожников Управления дороги Галине Брычкиной и его членам за инициативу и хорошую организацию мероприятия.
Станислав САВЧЕНКОВ