Октябрь
Чт
03
2024

От кочегара до начальника станции

Записать и сохранить для потомков воспоминания железнодорожников, которые своим трудом внесли весомый вклад в развитие магистрали – такую задачу поставил перед собой ветеран Могилевского отделения Владимир Климов.

Евгений Данилович Сапонкевич

Евгений Данилович Сапонкевич

В его личном архиве десятки рассказов коллег о нелегких военных буднях, о периоде восстановления разрушенной захватчиками отрасли и достижениях железнодорожников в мирное время.

– С ветераном войны и труда Евгением Сапонкевичем я был знаком лично, – говорит Владимир Григорьевич. – Человек неиссякаемой энергии, трудолюбивый, в меру требовательный и справедливый. Будучи еще мальчишкой, работал на прифронтовых участках магистрали – помогал обеспечивать боеприпасами и продовольствием части, находящиеся на передовой. Евгений Сапонкевич 35 лет возглавлял коллектив станции Шклов. И пусть уже год, как этого человека нет среди нас (Евгений Данилович умер в январе 2015-го), память о нем, его трудовых заслугах и личных качествах жива и сегодня – прежде всего среди боевых товарищей и бывших коллег.
Уроженец Кричева, после окончания средней школы в 1941-м Женя поступил в местное педагогическое училище. А когда 18 июля того же года немецкие войска подошли к райцентру, вместе с отцом и сестрой (мать умерла) покинул город. Переправились через Сож в надежде, что скоро удастся вернуться домой. Но шли дни, недели. Немцы наступали, захватывая все новые территории. Вместе с другими беженцами семья Сапонкевичей двигалась дальше. Уже позади Климовичи, Коммунары, Клинцы, Стародуб… Однажды утром на станции Хутор-Михайловский неожиданно в небе появилось около полусотни вражеских самолетов. В считанные часы они превратили станцию в руины. Прямым попаданием убило соседей Сапонкевичей.
Стараясь обходить стороной крупные населенные пункты и железнодорожные станции, через месяц Сапонкевичи прибыли в Курск. А оттуда в вагоне грузового поезда направились в Воронеж. Оформив необходимые документы и пополнив продовольственные запасы в специальном пункте для беженцев, они продолжили свой путь до Самарканда, затем попали в Барнаул. За окном – ноябрь. На улице холодно, теплой одежды не было. Несколько дней жили на вокзале, пока отцу не предложили работу учителем и домик в одном из поселений в тайге. Этому семья очень обрадовалась.
Из газеты Евгений узнал о наборе в Барнауле на курсы кондукторов. Тогда парень и решил связать свою судьбу с магистралью. После окончания учебы его направили на станцию Тайга проводником пригородного поезда. Оттуда вскоре в Москву – сначала кочегаром, потом кондуктором в паровозную колонну, которая занималась обеспечением воинских перевозок.
«Почти непрерывно бросать уголь с тендера в котел было очень тяжело, – написал в своих воспоминаниях об одной из первых поездок сам Евгений Данилович. – Высоко в небе летала «рама» – немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф FW 189». Где-то впереди слышались разрывы бомб. Вдруг над нами появились три вражеских самолета и сбросили бомбы по уходящему груженому составу. Попали и по нашему поезду – разбитыми оказались три последних вагона…».
И таких эпизодов за годы войны перед глазами ветерана промелькнуло немало. Сопровождая поезда на прифронтовых участках дорог, он не раз попадал под бомбежки, вместе с товарищами преодолевал тысячи километров, доставляя ценный груз в зону боевых действий. С наступающими советскими войсками дошел до Киева, Варшавы и Берлина.
Рассказывая об одном из эпизодов войны, Евгений Сапонкевич вспоминал: «Привезли мы состав под выгрузку на станцию Демблин. Сами направились в депо под экипировку – нужен был уголь. Но склад топлива обстреливался немецкой артиллерией. Благо, дело было ночью. Едва нагрузили половину тендера, как с другого берега реки немцы открыли непрерывный минометный огонь. Приняли решение – срочно уезжать. Только тронулись, как за нами упала мина. Вторая разорвалась где-то сбоку, третья попала как раз в то место, где мы стояли несколькими минутами ранее».
В мирное время Евгений Данилович окончил гомельскую дортехшколу и отраслевой техникум в Вильнюсе, трудился кондуктором, дежурным по парку на станции Кричев, дежурным по станции Могилев. В 1950-м был назначен начальником станции Шклов.
– В новой должности на первых порах пришлось не- сладко, – вспоминал ветеран. – Налаживали рабочий процесс буквально с нуля.
И Евгению Даниловичу это удалось. Под его руководством станция получила свое второе рождение – значительно вырос грузооборот, были построены подъездные пути ко многим предприятиям, внедрены новые устройства управления стрелками и сигналами. Жезловую систему сменила сначала полуавтоматическая, а затем автоматическая блокировка. Маршрутные доски заменили маршрутно-контрольными устройствами систем Григорова, Наталевича, после – электрической централизации. Построили новые административно-бытовые здания для местных железнодорожников, другие вспомогательные помещения. Рядом со станцией разбили красивый сквер.
Среди наград, которых удостоен ветеран, – одиннадцать медалей за участие в Великой Отечественной войне и доблестный труд, орден «Знак Почета», значок «Отличный работник Белорусской железной дороги», десятки почетных грамот и благодарностей от руководителей различных уровней, именные часы министра путей сообщения СССР. В этом перечне и… легковой автомобиль «Москвич», которым Евгения Даниловича наградило руководство Ульяновской области за организацию погрузки и срочной отправки в этот регион железнодорожным транспортом 20 тыс. тонн картофеля.
На заслуженном отдыхе Евгений Данилович не расставался с магистралью – жил недалеко от станции. Часто интересовался у тех, с кем работал, текущими делами, в случае необходимости давал им советы. Сегодня в коллективе станции Шклов Евгения Сапонкевича вспоминают с теплотой, ставят в пример молодому поколению железнодорожников, а также стараются приумножать лучшие традиции, заложенные когда-то Евгением Даниловичем.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика