Все этапы мастерства

В локомотивном депо Брест прошел дорожный конкурс «Лучший по профессии» среди машинистов электропоездов, дизель-поездов и их помощников, а также машинистов-инструкторов.

13

Участники проходят тестирование на компьютере

За победу состязались 23 участника, которые должны были показать свои знания по устройству подвижного состава, правилам технической эксплуатации и должностным инструкциям. Чтобы сдать экзамен на профессионализм, железнодорожники прошли через несколько этапов испытаний.

На локомотивные бригады – машинистов и помощников, а также их наставников – машинистов-инструкторов – возложена большая ответственность за обеспечение безопасности движения поездов, сохранность грузов и жизнь пассажиров. Поэтому на магистрали проводятся такие конкурсы – чтобы не только повысить уровень мастерства железнодорожников, но и уделить внимание качеству их подготовки.
– Ваше участие в этом состязании уже свидетельствует о профессионализме, поскольку вы достойно выдержали испытания и победили в своих отделениях, – обратился к участникам заместитель начальника отдела деповского хозяйства службы локомотивного хозяйства Сергей Ткаченко. – Если вы лучшие – нужно доказать это в ходе теоретической и практической части. Победители могут рассчитывать на присвоение класса квалификации (если вообще не имеют таковой) или повышение его со второго до первого. Поэтому конкурс является для всех хорошим стимулом.
Вместе с Сергеем Ткаченко в конкурсной комиссии были преподаватели Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Сергей Рудя и Сергей Цалко, а также их коллега из Барановичского подразделения центра Александр Евлаш.

Машинисты определяют название деталей тормозного оборудования

Машинисты определяют название деталей тормозного оборудования

В экзаменаторах – компьютер

На первом теоретическом этапе участникам предложили пройти тестирование на компьютере с использованием специальной программы «Единая система контроля и проверки знаний локомотивных бригад на Белорусской железной дороге», которую разработали специалисты Конструкторско-технического центра. С прошлого года она введена в эксплуатацию на магистрали.
– В тест включили 50 вопросов, на которые в течение 20 минут нужно было дать правильные ответы, – прокомментировала главный инженер проекта КТЦ Людмила Дятко. – Они касались правил технической эксплуатации, инструкции по сигнализации и связи, эксплуатации автотормозов. Некоторые вопросы предполагали несколько вариантов ответов, поэтому вызвали больше всего трудностей. Одновременно тестирование на компьютерах проходило шесть человек.
Быстрее всех с этим заданием справился машинист дизель-поезда локомотивного депо Витебск Андрей Постоялкин.
– В дорожном конкурсе участвую впервые. Поэтому немного волновался, – признался железнодорожник. – Однако сконцентрировал внимание на главном, собрался в нужную минуту – эти качества необходимы и в нашей работе. А особенно сложными были вопросы по автотормозам.

Лучший машинист электропоезда - Николай Гайсенко из депо Осиповичи

Лучший машинист электропоезда — Николай Гайсенко из депо Осиповичи

Для многих тестирование оказалось самым серьезным экзаменом. Одним не хватало времени, другие подзабыли когда-то пройденный материал.
По признанию машиниста дизель-поезда локомотивного депо Волковыск Александра Слесарчика, ему порой тоже было нелегко. Однако правильно отвечать на вопросы комиссии помогал большой опыт работы на предприятии и крепкие знания. Для этого он регулярно перечитывает правила технической эксплуатации, инструкции по движению поездов, сигнализации и связи.

От теории к практике

Второй этап конкурса проходил в учебных классах в здании дежурного по депо. Участников разделили на группы. К примеру, машинисты-инструкторы и помощники машинистов письменно отвечали на предложенные вопросы: у первых их было 10, а у вторых – 7. К тому же они должны были решить практическую задачу – определить порядок отправления и ведения поезда по неправильному пути двухпутного перегона по показанию локомотивного светофора, а также скорость и регламент переговоров при приеме поезда на станцию. Машинисты, в свою очередь, письменно определяли название деталей тормозного оборудования по 18 позициям и указывали, где они расположены на подвижном составе: в воздухораспределителе или кране машиниста, различных реле, концевых кранах дизель-поездов и электропоездов.
Лучшим машинистом электропоезда признали Николая Гайсенко, который с 2002 года работает в локомотивном депо Осиповичи. Он имеет право управления дизель-поездом и тепловозом, а с февраля прошлого года начал водить электропоезда.

Больше  всего баллов набрали машинисты дизель-поездов Виталий Калинин. Дмитрий Мороз и Сергей Горленко (он стал лучшим по профессии)

Больше всего баллов набрали машинисты дизель-поездов Виталий Калинин. Дмитрий Мороз и Сергей Горленко (он стал лучшим по профессии)

– Победа мне далась нелегко, ведь конкуренция была серьезная, – отметил Николай. – Спасибо всем, кто поддерживал меня: родным, близким и представителям депо. Кстати, на этом предприятии раньше трудились машинистами мой дедушка Петр Кириллович, который водил паровоз, и отец Николай Иванович (управлял тепловозом). Я рад, что пошел по их стопам.

За знания – баллы

Третий этап состязания – индивидуальная беседа с представителями комиссии, которые задавали дополнительные вопросы по различной тематике, связанной с работой конкурсантов. По ее итогам наиболее подготовленные получали максимальное количество баллов. Особенно блеснули знаниями три машиниста дизель-поездов: Сергей Горленко из депо Жлобин, Виталий Калинин из Молодечно и Дмитрий Мороз из Осиповичей. По решению комиссии победил первый из них. Ему было решено присвоить квалификацию машиниста первого класса. В своей должности Сергей Горленко трудится в депо с 2008 года, а в 2012-м награжден Почетной грамотой Белорусской магистрали. Кстати, на дорожном конкурсе его признали лучшим по профессии уже во второй раз.
– Основательно готовился, вот и получился хороший результат, – отметил Сергей Горленко. – Я благодарен преподавателям БелГУТа, у которых консультировался перед конкурсом, а также машинистам-инструкторам нашего предприятия – Григорию Печорину и Сергею Потапенко. Спасибо и моей супруге Анне, которая верила в меня. Она работает бухгалтером на станции Жлобин.

Экзамен сдает помощник электропоезда локомотивного депо Брест Дмитрий Мацкевич

Среди шести машинистов-инструкторов, участвующих в конкурсе, лучшим признали Дмитрия Кондратенко из моторвагонного депо Минск. Также в числе победителей – помощник машиниста дизель-поезда локомотивного депо Осиповичи Виктор Еремов и его молодой коллега – помощник машиниста электропоезда локомотивного депо Брест Дмитрий Мацкевич.
– В депо я пришел в 2010 году: за небольшой период смог стать лучшим и достойно представить наше предприятие, – с радостью отмечает он. – У меня есть опыт работы в грузовом движении, а теперь тружусь в пассажирском помощником машиниста электропоезда. В будущем планирую пересесть за правое крыло локомотива.
Общие итоги конкурса подвел Сергей Ткаченко. По его мнению, с каждым годом растет уровень подготовки участников, и это идет на пользу их повседневной работе. Но не следует останавливаться на достигнутом, нужно самосовершенствоваться, стремиться к новым вершинам. Также он поблагодарил руководство отделения дороги и локомотивного депо Брест, которые организовали мероприятие на высоком уровне.

Юрий
ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика