Лента времени: 24 — 30 января
Жажда открытий
400 лет назад голландские мореплаватели открыли мыс Горн, климат в этом районе считается худшим на нашей планете.
Погода здесь почти всегда ветреная и дождливая. Несколько сотен кораблей нашли в этой суровой местности свое последнее пристанище. Даже в наши дни мыса Горн избегают почти все корабли, кроме некоторых танкеров и гигантских судов, размеры которых не позволяют пройти по Панамскому каналу или Магелланову проливу. В начале XVII века последний маршрут контролировала «Ост-Индская компания», и проход для кораблей был платным. Многих торговцев это положение не устраивало, и группа купцов из голландского города Хорн организовала экспедицию для поиска нового пути в Ост-Индию, снарядив два корабля. 25 мая 1615 года моряки отправились в путь. 7 декабря они достигли Патагонии, где корабли вытащили на берег для очистки корпусов от налипших ракушек и водорослей. Одно судно было уничтожено пожаром. Плавание продолжилось, и 24 января 1616 года корабль миновал Магелланов пролив. Капитан Виллем Схаутен подозревал, что земля должна когда-нибудь кончиться. Это произошло вечером 29 января. Схаутен назвал мыс в честь родного города. «От этого места, – написал он в вахтенном журнале, – не было больше земли перед нами, и не оставалось никакого сомнения, что мы находимся в Тихом океане. Мы отпраздновали это важное открытие тройной порцией вина для команды». Наконец, 26 октября 1616 года корабль прибыл в Джакарту (ныне столица Индонезии) – центр голландской Ост-Индии. Однако местный губернатор вместо радушной встречи арестовал моряков. «Ост-Индская компания» была явно не заинтересована в потере доходов от прохода кораблей через Магелланов пролив. Капитана и моряков отправили для суда в Голландию, но там их оправдали. Кроме того, «Ост-Индская компания» оплатила экипажу все издержки.
Наука управлять
25 лет назад открылось одно из самых престижных учебных заведений нашей страны – Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Этот вуз занимает ведущее место в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов и организаций. Ежегодно в Академии управления получают знания около 9 тыс. человек, а всего с момента создания обучение в ее стенах прошли более 85 тыс. Учебный процесс обеспечивают 17 кафедр, где работает квалифицированный профессорско-преподавательский состав – известные ученые, руководители и специалисты министерств, Конституционного и Хозяйственного судов, прокуратуры, таможенных органов, Комитета государственного контроля, депутаты Национального собрания, ученые Национальной академии наук Беларуси. Сочетание таланта грамотных специалистов и хорошей материально-технической базы обеспечивает высокое качество образования. Академия управления активно сотрудничает с иностранными и отечественными научными и образовательными учреждениями в области
подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов, что позволяет изучать и внедрять зарубежный опыт в процесс обучения. В списке партнеров значатся передовые вузы России, Украины, Китая, Казахстана, Болгарии, Венесуэлы, Кубы, Литвы, Германии, Кыргызстана, Узбекистана, Молдовы, Азербайджана, Сингапура, Чехии, Армении, Польши, Вьетнама. В настоящее время Академией управления подписано 56 соглашений о сотрудничестве. Регулярно проводятся совместные конференции, семинары, круглые столы, осуществляются научные разработки в области государственного управления.
Звезда, которую ждали
55 лет назад родился выдающийся канадский хоккеист Уэйн Гретцки.
В Национальной хоккейной лиге (НХЛ), где выступают команды из США и Канады, он установил 61 рекорд и получил прозвище «Великий». Это единственный из североамериканских хоккеистов, вошедший в символическую сборную столетия, составленную Международной федерацией хоккея. Уэйн родился 26 января 1961 года в городе Брентфорде в провинции Онтарио в семье, не имеющей никакого отношения к спорту. Но именно благодаря отцу, который сделал для него первую хоккейную коробку, Уэйн стал профессиональным спортсменом. Выступая за юниоров в хоккейной лиге Онтарио, в первый же сезон он забросил 70 шайб. В 14-летнем возрасте Гретцки играл против 20-летних. На международном турнире в Квебеке он едва не стал жертвой восторженной толпы болельщиков, желавших взять у него автограф. Вундеркинда мечтали заполучить все клубы НХЛ. В 1979 году он дебютировал за команду «Эдмонтон Ойлерз», которая на долгие годы стала сильнейшей. За «раскрутку» восходящей звезды сразу же взялись боссы лиги, понимавшие, что скромный парень с приятной внешностью может стать объектом подражания не только для молодых фанатов, но и для домохозяек, никогда прежде не интересовавшихся хоккеем. Его переход в команду из Лос-Анджелеса в немалой степени поспособствовал росту популярности хоккея в Калифорнии и других южных штатах США. Несмотря на то, что успехи Гретцки в международных соревнованиях были заметно скромнее, его авторитет в мировом спортивном сообществе велик. В 2002-м ему вручили Олимпийский орден – высшую награду Международного олимпийского комитета. После завершения карьеры в 1999 году Уэйн остался в хоккее, но уже качестве тренера и менеджера. Кстати, «Великий» имеет самое непосредственное отношение к Беларуси. Его дед родом из Гродненской области. Гретцки приезжал в нашу страну и встречался со своими родственниками.
Трагедия в прямом эфире
30 лет назад произошла трагедия на космическом корабле «Челленджер».
Накануне старта температура в южном штате Флорида опустилась до аномального для этой местности значения – -10С. Инженеры компании-поставщика ракет-носителей на твердом топливе просили отложить запуск, опасаясь, что кольца от холода потеряют эластичность, и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена. Но руководство настояло на своем, и старт челнока состоялся. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, стоивший 100 млн. долларов, провести несколько экспериментов, замерить спектр кометы Галлея, взять пробы на радиацию во внутренних отсеках космического корабля и изучить воздействие невесомости на развитие двенадцати куриных эмбрионов. На борту были семь человек, среди них впервые – астронавт-непрофессионал. Учитель начальных классов Криста Маколифф победила в специальном конкурсе на право проведения уроков для детей из космоса. 28 января 1986 года в 11 часов 38 минут астронавты стартовали с мыса Канаверал. Полет продлился всего 73 секунды. Высота 14 км над землей оказалась роковой. Корабль взорвался, а его обломки разлетелись на огромную территорию над Атлантическим океаном. Свидетелями трагедии оказались и ученики третьего класса из города Конкорд, прилетевшие проводить свою учительницу. Комиссия установила, что катастрофа произошла из-за разрыва уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя под воздействием раскаленных газов.
День рождения автомобиля
130 лет назад Карл Бенц получил патент на свой первый экипаж с двигателем внутреннего сгорания.
После 1876 года, когда Николаус Аугуст Отто запатентовал двигатель внутреннего сгорания, многие умы работали над его совершенствованием. И, может быть, родившийся в небольшом селении возле города Карлсруэ Карл Бенц остался бы одним из массы безымянных механиков и инженеров того времени, но случай распорядился иначе. Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж весом 250 кг на высоких колесах со спицами. На него изобретатель поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 лошадиной силы. Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Машина развивала невысокую по нашим меркам скорость – 16 км/ч, но по тем временам это была прогрессивная конструкция, которую назвали Motorwagen. В 1885 году Карл впервые продемонстрировал свой трехколесный самодвижущийся экипаж богатым жителям Мангейма. Новинка вызвала не столько интерес, сколько раздражение. Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать. 29 января 1886 года, после того, как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент. Таких автомобилей было создано всего три, один из них сохранился до наших дней и находится в музее в Мюнхене. А 29 января ныне считается Днем рождения автомобиля.
Гений на все времена
260 лет назад родился австрийский композитор и музыкант-виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт.
По свидетельству современников, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Образование Моцарт получил под руководством отца – скрипача и дирижера. Первый концерт для клавесина композитор сочинил в 1760 году – в четыре года. А в возрасте шести лет уже гастролировал и успешно выступал при дворе курфюрста Баварского. В 1762-м он дает сенсационные выступления в Вене. Спустя два года опубликованы его первые четыре сонаты, написанные для скрипки и клавесина. Во время поездки в Лондон, семилетний композитор написал еще шесть произведений. До 1769 года Моцарт продолжает гастролировать по странам Европы. В том же году ставится его первая пьеса «Мнимая простушка». Через год едет с гастролями в Италию, здесь ему сопутствует большой успех. В июне 1782 года состоялась премьера его оперы «Похищение из сераля» – первой на немецком языке. Спустя четыре года публике представлена опера «Свадьба Фигаро», музыка из которой стала очень популярной. С этого времени начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая и стала главной причиной расстройства его здоровья. Несмотря на бурный успех, финансовое положение композитора было не блестящим. Его преследовали кредиторы, и только постоянные гастроли позволяли хоть немного поправить дела. В сентябре 1791 года в Вене состоялась премьера оперы «Волшебная флейта» – последнего произведения великого композитора. А в декабре того же года в возрасте 35 лет Вольфганг Моцарт скончался в Вене от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией, хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении.