Акцент – на качество перевозок
Акцент в развитии Белорусской железной дороги в нынешнем году будет сделан на реализации проектов электрификации участков магистрали, обновлении подвижного состава, оптимизации унифицированных тарифов, совершенствовании системы дороги.
Такие задачи поставлены на итоговом заседании коллегии Министерства транспорта и коммуникаций, прошедшем в Могилеве. Там же предприятия отрасли представили новинки выпускаемой продукции.
В работе коллегии приняли участие заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, а также другие руководители государственных органов и предприятий. На заседании рассмотрели итоги работы транспортного комплекса страны в минувшем году и задачи по его развитию в нынешнем, влияние тарифной политики на формирование доходов. Также уделили внимание основным аспектам сотрудничества с Евразийской экономической комиссией в области транспорта, вопросам логистики грузовых и пассажирских перевозок, образовательной базы и другие.
Взгляд на перспективу
– Хочу акцентировать ваше внимание, что 2016 год – это первый год новой пятилетки, в процессе которого мы должны заложить основу для развития транспортного комплекса на период до 2020-го, – отметил Анатолий Сивак.
– В этот период необходимо обеспечить доступность к качественным перевозкам грузов и пассажиров, модернизировать транспортную инфраструктуру, развить транпортно-логистическую деятельность, повысить эффективность функционирования транспортной системы при условии повышения уровня транспортной безопасности.
По его словам, работа каждой организации должна вносить ощутимый вклад в ВВП страны, выполнение государственных и отраслевых программ, обеспечение показателей прогноза социально-экономического развития отрасли и решение иных задач, поставленных перед транспортным комплексом главой государства и правительством.
В 2015 году темпы роста экономики опередили динамику развития транспорта. Доля транспорта в объеме ВВП снизилась на 0,1 процентного пункта и составила шесть процентов. Наряду с этим, удельный вес налоговых поступлений от транспортных организаций увеличился почти на два процентных пункта. Каждый десятый рубль в государственную казну внесли транспортники.
– Говоря о результатах прошедшего года, отмечу, что они складывались под воздействием резкого изменения внешнеэкономической конъюнктуры, – обратил внимание министр. – Несмотря на негативный экономический фон, по автомобильному и воздушному транспорту обеспечен прирост объемов перевозок грузов и грузооборота к предшествующей пятилетке. Следует сказать, что на вызовы мировой торговли организации грузового транспорта вынуждены отвечать изменением структуры и географии перевозок. За прошедший год среднее расстояние перевозки увеличилось на 1% (без трубопроводного – 207,4 км, с трубопроводным – 281,3 км). Ежесуточный объем перевозки грузов составил 1 млн. 200 тыс. тонн.
Основное влияние на динамику грузооборота страны оказало снижение транзита, где расстояния перевозки максимальны. Так, в транзитном железнодорожном сообщении объем перевозок каменного угля, на который приходится более половины транзитных грузов, снизился на 13%, нефти и нефтепродуктов – на 18%, удобрений – на 48% и строительных грузов – в 2,6 раза. Наряду с этим, можно отметить положительную тенденцию в грузообороте железнодорожного транспорта при вывозе экспортных грузов (105,4%).
Экспортный потенциал
Транспортный комплекс республики удерживает доминирующее положение во внешней торговле услугами и является одним из важнейших источников поступления иностранной валюты в страну. Более 75% положительного сальдо внешней торговли услугами сформировано организациями транспорта, в абсолютном выражении это более 1,5 млрд. долларов.
Для достижения установленного показателя экспорта услуг реализовывались мероприятия по работе с грузоотправителями. Положительный эффект был получен от взаимодействия с белорусскими предприятиями-экспортерами. В результате объемы вывезенных экспортных грузов увеличились на 15%.
Продолжалось развитие перевозок грузов контейнерными поездами в сообщении Китай – Западная Европа. На магистрали проработали транспортно-логистические схемы при организации транзитных перевозок российских грузов в направлении Балтийских портов. Увеличен объем перевозок грузов в Калининградскую область.
Транспортный комплекс Беларуси сработал с рентабельностью 10,1%, что на 1,2 процентного пункта выше уровня 2014 года. В 1,6 раза увеличилась чистая прибыль (до 7 трлн. рублей). Выручка на одного среднесписочного работника по году составила порядка 740 млн. рублей и возросла к уровню 2014-го почти на четверть.
Повысить окупаемость
– К сожалению, пока не найден оптимальный механизм для повышения окупаемости социально значимых перевозок пассажиров городским и пригородным транспортом, – констатировал министр. – Окупаемость таких услуг не обеспечивается доходами транспортных организаций от реализации билетной продукции, поскольку тарифы устанавливаются на уровне платежеспособного спроса населения. До настоящего времени не решен вопрос о компенсации убытков от этих перевозок, что сдерживает их дальнейшее развитие и не формирует условий для повышения их эффективности.
Тем не менее на магистрали продолжают реализацию важных планов. В завершающей стадии находится проект соглашения с Министерством сообщения Латвии об актуализации пограничного железнодорожного соглашения. Подготовлен проект договора между правительствами Беларуси и Польши о содержании пограничных железнодорожных мостовых объектов на государственной границе.
В рамках развития кредитно-инвестиционных связей с Экспортно-импортным банком Китая подписаны договоры на кредитование для инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава Белорусской железной дороги и электрификации путей в направлении Литвы. С ОАО «Китайская железнодорожная группа» заключено соглашение о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры. Между Белорусской магистралью, администрацией индустриального парка «Великий камень» и СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.
В 2015 году завершена реализация Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. Время показало, что заложенные в ней подходы в целом дают положительный результат, ведь транспортный комплекс обеспечивает значительные поступления в доходную часть бюджета за счет транзита. Так, доходы от транзита за период реализации программы согласно оценке составят более 14 млрд. долларов.
В отчетном периоде в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы выполнялись мероприятия по электрификации участков железнодорожных линий Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи, участка Молодечно – Гудогай – госграница. На их реализацию только в 2015-м было направлено почти 1,5 трлн. рублей, при этом более половины – за счет иностранных кредитов и займов.
Среди основных задач, стоящих перед Белорусской магистралью на перспективу, – продолжение электрификации железнодорожных участков (Молодечно – Гудогай – госграница, Жлобин – Калинковичи), обновление подвижного состава с привлечением иностранных кредитов, внесение изменений и дополнений в Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования. Также необходимо провести работу по изменению уровня унифицированных тарифов на перевозки отдельных видов грузов с учетом индекса инфляции и роста затрат и усовершенствовать структуру Белорусской железной дороги.
Важные задачи поставлены перед другими транспортными подотраслями. Гражданская авиация не только удержала свои позиции на рынке, но и единственная (наравне с трубопроводным транспортом) сработала с положительной динамикой по грузообороту (118,4%) и пассажирообороту (103,1%). В оперативный лизинг в прошлом году компанией «Белавиа» приобретены два воздушных судна Boeing-737/800, с помощью которых освоен новый международный маршрут Минск – Алматы – Минск и увеличена частота полетов в Санкт-Петербург, Варшаву, Астану, Москву, Амстердам, Кустанай.
Просматриваются хорошие перспективы развития авиационной отрасли. В области воздушного транспорта подписан Меморандум с Китаем о взаимопонимании, предусматривающий возможность расширения сотрудничества белорусских и китайских авиакомпаний. В настоящее время строится вторая искусственная взлетно-посадочная полоса с объектами вспомогательного назначения. А на территории Национального аэропорта Минск возводится авиаремонтный завод.
В области дорожного хозяйства необходимо ввести в эксплуатацию более 150 км республиканских дорог и 167 погонных метров мостов, отремонтировать всеми видами ремонта более 1,2 тыс. км дорог и 2,3 тыс. погонных метров мостов, увеличить на 309 км протяженность сети автомобильных дорог с хорошим покрытием. Кроме того, завершить строительство второй очереди второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска и реконструкцию автомобильной дороги Минск – Гомель на участке Бобруйск – Жлобин за счет кредита Экспортно-импортного банка Китая.
Заместитель премьер-министра Анатолий Калинин в целом положительно оценил работу транспортного комплекса по итогам 2015 года. Он отметил, что главными задачами на нынешний год являются повышение эффективности работы и наращивание экспорта услуг. В частности, железнодорожникам предстоит серьезно потрудиться над снижением издержек, совершенствованием тарифной политики.
Юрий ФЕДОРЕНКО