Декабрь
Пт
13
2024

Акцент – на качество перевозок

Акцент в развитии Белорусской железной дороги в нынешнем году будет сделан на реализации проектов электрификации участков магистрали, обновлении подвижного состава, оптимизации унифицированных тарифов, совершенствовании системы дороги.

Такие задачи поставлены на итоговом заседании коллегии Министерства транспорта и коммуникаций, прошедшем в Могилеве. Там же предприятия отрасли представили новинки выпускаемой продукции.

31В работе коллегии приняли участие заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, а также другие руководители государственных органов и предприятий. На заседании рассмотрели итоги работы транспортного комплекса страны в минувшем году и задачи по его развитию в нынешнем, влияние тарифной политики на формирование доходов. Также уделили внимание основным аспектам сотрудничества с Евразийской экономической комиссией в области транспорта, вопросам логистики грузовых и пассажирских перевозок, образовательной базы и другие.

Взгляд на перспективу

– Хочу акцентировать ваше внимание, что 2016 год – это первый год новой пятилетки, в процессе которого мы должны заложить основу для развития транспортного комплекса на период до 2020-го, – отметил Анатолий Сивак.
– В этот период необходимо обеспечить доступность к качественным перевозкам грузов и пассажиров, модернизировать транспортную инфраструктуру, развить транпортно-логистическую деятельность, повысить эффективность функционирования транспортной системы при условии повышения уровня транспортной безопасности.
5По его словам, работа каждой организации должна вносить ощутимый вклад в ВВП страны, выполнение государственных и отраслевых программ, обеспечение показателей прогноза социально-экономического развития отрасли и решение иных задач, поставленных перед транспортным комплексом главой государства и правительством.
В 2015 году темпы роста экономики опередили динамику развития транспорта. Доля транспорта в объеме ВВП снизилась на 0,1 процентного пункта и составила шесть процентов. Наряду с этим, удельный вес налоговых поступлений от транспортных организаций увеличился почти на два процентных пункта. Каждый десятый рубль в государственную казну внесли транспортники.
– Говоря о результатах прошедшего года, отмечу, что они складывались под воздействием резкого изменения внешнеэкономической конъюнктуры, – обратил внимание министр. – Несмотря на негативный экономический фон, по автомобильному и воздушному транспорту обеспечен прирост объемов перевозок грузов и грузооборота к предшествующей пятилетке. Следует сказать, что на вызовы мировой торговли организации грузового транспорта вынуждены отвечать изменением структуры и географии перевозок. За прошедший год среднее расстояние перевозки увеличилось на 1% (без трубопроводного – 207,4 км, с трубопроводным – 281,3 км). Ежесуточный объем перевозки грузов составил 1 млн. 200 тыс. тонн.
Основное влияние на динамику грузооборота страны оказало снижение транзита, где расстояния перевозки максимальны. Так, в транзитном железнодорожном сообщении объем перевозок каменного угля, на который приходится более половины транзитных грузов, снизился на 13%, нефти и нефтепродуктов – на 18%, удобрений – на 48% и строительных грузов – в 2,6 раза. Наряду с этим, можно отметить положительную тенденцию в грузообороте железнодорожного транспорта при вывозе экспортных грузов (105,4%).

Экспортный потенциал

Транспортный комплекс республики удерживает доминирующее положение во внешней торговле услугами и является одним из важнейших источников поступления иностранной валюты в страну. Более 75% положительного сальдо внешней торговли услугами сформировано организациями транспорта, в абсолютном выражении это более 1,5 млрд. долларов.
67Для достижения установленного показателя экспорта услуг реализовывались мероприятия по работе с грузоотправителями. Положительный эффект был получен от взаимодействия с белорусскими предприятиями-экспортерами. В результате объемы вывезенных экспортных грузов увеличились на 15%.
Продолжалось развитие перевозок грузов контейнерными поездами в сообщении Китай – Западная Европа. На магистрали проработали транспортно-логистические схемы при организации транзитных перевозок российских грузов в направлении Балтийских портов. Увеличен объем перевозок грузов в Калининградскую область.
Транспортный комплекс Беларуси сработал с рентабельностью 10,1%, что на 1,2 процентного пункта выше уровня 2014 года. В 1,6 раза увеличилась чистая прибыль (до 7 трлн. рублей). Выручка на одного среднесписочного работника по году составила порядка 740 млн. рублей и возросла к уровню 2014-го почти на четверть.

Повысить окупаемость

– К сожалению, пока не найден оптимальный механизм для повышения окупаемости социально значимых перевозок пассажиров городским и пригородным транспортом, – констатировал министр. – Окупаемость таких услуг не обеспечивается доходами транспортных организаций от реализации билетной продукции, поскольку тарифы устанавливаются на уровне платежеспособного спроса населения. До настоящего времени не решен вопрос о компенсации убытков от этих перевозок, что сдерживает их дальнейшее развитие и не формирует условий для повышения их эффективности.
Тем не менее на магистрали продолжают реализацию важных планов. В завершающей стадии находится проект соглашения с Министерством сообщения Латвии об актуализации пограничного железнодорожного соглашения. Подготовлен проект договора между правительствами Беларуси и Польши о содержании пограничных железнодорожных мостовых объектов на государственной границе.
27В рамках развития кредитно-инвестиционных связей с Экспортно-импортным банком Китая подписаны договоры на кредитование для инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава Белорусской железной дороги и электрификации путей в направлении Литвы. С ОАО «Китайская железнодорожная группа» заключено соглашение о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры. Между Белорусской магистралью, администрацией индустриального парка «Великий камень» и СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.
В 2015 году завершена реализация Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. Время показало, что заложенные в ней подходы в целом дают положительный результат, ведь транспортный комплекс обеспечивает значительные поступления в доходную часть бюджета за счет транзита. Так, доходы от транзита за период реализации программы согласно оценке составят более 14 млрд. долларов.
В отчетном периоде в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы выполнялись мероприятия по электрификации участков железнодорожных линий Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи, участка Молодечно – Гудогай – госграница. На их реализацию только в 2015-м было направлено почти 1,5 трлн. рублей, при этом более половины – за счет иностранных кредитов и займов.
Среди основных задач, стоящих перед Белорусской магистралью на перспективу, – продолжение электрификации железнодорожных участков (Молодечно – Гудогай – госграница, Жлобин – Калинковичи), обновление подвижного состава с привлечением иностранных кредитов, внесение изменений и дополнений в Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования. Также необходимо провести работу по изменению уровня унифицированных тарифов на перевозки отдельных видов грузов с учетом индекса инфляции и роста затрат и усовершенствовать структуру Белорусской железной дороги.

Начальник бюро перспективных разработок ЭТЗ Павел Готько

Начальник бюро перспективных разработок ЭТЗ Павел Готько

Важные задачи поставлены перед другими транспортными подотраслями. Гражданская авиация не только удержала свои позиции на рынке, но и единственная (наравне с трубопроводным транспортом) сработала с положительной динамикой по грузообороту (118,4%) и пассажирообороту (103,1%). В оперативный лизинг в прошлом году компанией «Белавиа» приобретены два воздушных судна Boeing-737/800, с помощью которых освоен новый международный маршрут Минск – Алматы – Минск и увеличена частота полетов в Санкт-Петербург, Варшаву, Астану, Москву, Амстердам, Кустанай.
Просматриваются хорошие перспективы развития авиационной отрасли. В области воздушного транспорта подписан Меморандум с Китаем о взаимопонимании, предусматривающий возможность расширения сотрудничества белорусских и китайских авиакомпаний. В настоящее время строится вторая искусственная взлетно-посадочная полоса с объектами вспомогательного назначения. А на территории Национального аэропорта Минск возводится авиаремонтный завод.
В области дорожного хозяйства необходимо ввести в эксплуатацию более 150 км республиканских дорог и 167 погонных метров мостов, отремонтировать всеми видами ремонта более 1,2 тыс. км дорог и 2,3 тыс. погонных метров мостов, увеличить на 309 км протяженность сети автомобильных дорог с хорошим покрытием. Кроме того, завершить строительство второй очереди второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска и реконструкцию автомобильной дороги Минск – Гомель на участке Бобруйск – Жлобин за счет кредита Экспортно-импортного банка Китая.
Заместитель премьер-министра Анатолий Калинин в целом положительно оценил работу транспортного комплекса по итогам 2015 года. Он отметил, что главными задачами на нынешний год являются повышение эффективности работы и наращивание экспорта услуг. В частности, железнодорожникам предстоит серьезно потрудиться над снижением издержек, совершенствованием тарифной политики.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика