Апрель
Чт
18
2024

У штурвала кузницы кадров

За 35 лет педагогической деятельности, более трети которого – в качестве директора Гомельского техникума железнодорожного транспорта (ныне Гомельский колледж – филиал БелГУТа), Лидия Ивановна Барыш воспитала свыше 6 тыс. учеников. Многие из ее выпускников добились высоких постов на железных дорогах Беларуси и России.

Барыш– Быть руководителем всегда трудно. Быть директором учебного учреждения, пожалуй, и трудно, и ответственно вдвойне, – говорит Лидия Ивановна. – Ведь ты отвечаешь за работу не только педагогического коллектива, но еще и за учащихся, за то, какими они станут профессионалами и чего добьются в будущем. А ведь есть еще десятки хозяйственных вопросов. И в этом без решительности, умения добиваться поставленной цели, смелости, инициативности – невозможно.
По воле судьбы Лидии Ивановне пришлось много поколесить по СССР. Родом она из Украины. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и Победу встретила в Сталинграде. Высшее образование получила в Москве в транспортно-экономическом институте по специальности «экономика, организация и планирование материально-технического снабжения (МТС)». Затем по распределению приехала в Гомель, где начинала железнодорожную биографию инженером материально-технического склада отделения.
Когда в 1966 году в Гомельском техникуме ввели новый учебный предмет «Организация и планирование МТС», вести курс пригласили Лидию Ивановну. Конечно, сначала одолевали сомнения: одно – знать дело самому, совсем другое – суметь передать знания другим. Учащимся молодой преподаватель пришелся по душе: добрая, внимательная, с чувством юмора. На ее занятиях всегда было интересно и познавательно. С годами накапливался и множился опыт, убежденность, что она делает свое дело. В 1972 году Лидия Ивановна стала заведующим заочным отделением, а в 1976-м – заместителем директора по учебной работе.
Лидия Барыш разработала и внедрила подробные графики учебного процесса для учащихся-заочников, что позволило значительно повысить успеваемость – дипломные проекты защищались в основном на «хорошо» и «отлично».
За время ее работы на посту заместителя директора в Гомельском техникуме была также внедрена комплексная система по управлению качеством подготовки молодых специалистов, что позволило усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. В 1981 году Лидия Барыш стала директором техникума.
Мысля масштабно, реально оценивая требования времени в отношении профессионального образования, она уделяла большое внимание улучшению материально-технической базы учебного учреждения. Под ее руководством оснащались современным оборудованием кабинеты и лаборатории, был построен учебный корпус со спортивным и актовым залами, вводились новые специальности.
По запросу отдела материально-технического обеспечения Гомельского отделения Лидия Барыш выполняла расчеты норм запаса при переходе на новый хозяйственный механизм. Кроме того, принимала участие в разработке проекта нового учебного плана для специальности «товароведение, опт и сбыт», а также создала методическое пособие для выполнения практических работ и курсового проектирования по предмету «Экономика, организация и планирование МТС (ЭОП МТС)» для учащихся заочного отделения и программу по предмету «Управление МТС».
– С 1986 года я входила в состав методического совета Главного управления учебными заведениями Министерства путей сообщения СССР, а с 1988-го – в Белорусский республиканский совет по научно-исследовательской работе студентов, – вспоминает Лидия Ивановна. – Возглавляла комиссию по производственному обучению, научно-техническому и художественному творчеству учащихся Гомельской области при совете директоров техникумов, а также комиссию совета директоров по конструкторской, опытнической и экспериментальной работе учащихся.
За время руководства Лидией Барыш коллектив техникума трижды занимал призовые места среди средних специальных учебных заведений МПС СССР. На его базе проводились заседания совета директоров по вопросам перестройки учебного заведения в условиях демократизации, гласности, перехода к новым экономическим отношениям.
Многолетний добросовестный труд Лидии Ивановны отмечен знаками «Почетный железнодорожник» и «Отличный работник Белорусской железной дороги», медалью «Ветеран труда», почетными грамотами Министерства путей сообщения СССР и Белорусской железной дороги, другими поощрениями. По итогам XI Республиканских педагогических чтений преподавателей средних специальных учебных заведений Лидия Барыш награждена именным значком «За активную работу по пропаганде педагогических знаний».

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика