С любовью к магистрали

Общий трудовой стаж Людмилы Евгеньевны Забагонской, инспектора по учету и бронированию военнообязанных станции Молодечно, ее матери и дедушки на железной дороге уже больше столетия. Причем все они работали на станции Молодечно.

Основатель трудовой династии Василий Дмитриевич Чернецкий

Основатель трудовой династии Василий Дмитриевич Чернецкий

На магистрали также трудились ее прадедушка, бабушка, отец, продолжают семейную традицию родная сестра, дочь и другие близкие. Начало династии было положено еще на заре прошлого века.

– Мой прадед Дмитрий Чернецкий был машинистом, рассказывали, что водил грузовые составы. Но никаких сведений и документов о нем у нас, к сожалению, нет, – говорит Людмила Евгеньевна.
А вот ее дедушка, Василий Дмитриевич Чернецкий, который родился в 1916 году, вначале получил специальность портного мужской верхней одежды, окончив в 1938-м го ремесленную избу в Вильнюсе, что подтверждает до сих пор отлично сохранившееся свидетельство. Но в 1940 году устроился на магистраль. Запись в его трудовой книжке гласит, что он принят младшим стрелочником на станцию Молодечно, относившуюся тогда еще к Белостокской железной дороге.
– Василий Дмитриевич только женился, молодой семье нужно было строить свой дом, а заработки на пошиве одежды были небольшие. Поэтому и устроился на магистраль, – рассказывает Людмила Забагонская. – Так и работал стрелочником на главном посту станции до тех пор, пока позволяло здоровье.
Самым непростым временем, конечно, стали военные годы.
– Дедушка рассказывал, что станцию периодически бомбили немецкие самолеты, ведь здесь уже в то время был важный железнодорожный узел, поезда шли в нескольких направлениях, в том числе на Вильнюс, – вспоминает Людмила Евгеньевна. – Но стрелочнику нельзя было покинуть свой пост. Если к станции приближался состав, нужно было идти и переводить стрелки, несмотря на гул вражеских «юнкерсов». После бомбежки какое-то время требовалось на восстановление путей, а поезда шли в обход. Потом все возвращалось – и составы, и новые налеты немецкой авиации. В послевоенные годы на станции еще долго находили неразорвавшиеся снаряды.
Награды Василия Дмитриевича Чернецкого как участника Великой Отечественной его внучка до сих пор бережно хранит. Осталась на память и его швейная машинка «Зингер».

Евгений Иосифович Чернецкий

Евгений Иосифович Чернецкий

– После войны тяжело было с одеждой. Работники станции, соседи в деревне, где жил дедушка, просили его перешить взрослую шинель в детскую курточку, мужское пальто в женское. Еще и в 80-е помню, как приносили ему штаны галифе, а он накладывал на них так называемые леи.
Василий Дмитриевич, который и сам почти три десятилетия отдал магистрали, сделал все, чтобы потомки и близкие также пошли по его стопам.
– Как только моя мама, Зоя Васильевна Чернецкая, окончила школу, дедушка привел ее на станцию Молодечно, – говорит Людмила Евгеньевна. – Около десяти лет она трудилась оператором, собирала сведения товарной и техконторы по клиентам, вагонам, грузоперевозкам. Затем ей предложили должность секретаря-референта, на которой мама проработала 8 лет. А потом она была инспектором в военно-учетном бюро – так же как и я сейчас. Вся жизнь ее прошла на станции Молодечно.
Отец Людмилы Евгеньевны, Евгений Иосифович Чернецкий, с 1960 года два десятилетия трудился стрелком в Минском отряде Военизированной охраны.
– У моих родителей была одинаковая фамилия еще до свадьбы. Они выросли в одной деревне – Насилово, жили на одной улице. Поэтому все родственники с обеих сторон у нас Чернецкие, – улыбается собеседница. – После женитьбы отец устроился на магистраль. К Новому году он всегда привозил нам с сестрой много сладких подарков. Папа всегда нас баловал.
Отца не стало в 1981 году, когда Людмила Евгеньевна еще оканчивала школу. Дедушка Василий Дмитриевич помогал дочери воспитывать внучек. Именно его совет и привел Людмилу Евгеньевну и ее сестру на магистраль.
– Конец 1980-х – непростое время. Моя сестра тогда работала в потребкооперации, а у меня заканчивался декретный отпуск, нужно было выходить на работу. Василий Дмитриевич настоятельно рекомендовал устраиваться на железную дорогу. Мы послушались.

Зоя Васильевна Чернецкая

Зоя Васильевна Чернецкая

С разницей в один день в марте 1988-го сестры начали трудовой путь на предприятиях Молодечненского железнодорожного узла. Людмила Евгеньевна – в рефрижераторном депо, а Мирослава Евгеньевна – в дистанции пути.
– Сестра устроилась бухгалтером, а через два года ее пригласили главным бухгалтером в Молодечненскую дистанцию сигнализации и связи. Работает там до сих пор. Спустя год во время семейного праздника мы посоветовали и мужу Мирославы переходить на дорогу. Так он стал оператором дефектоскопной тележки Молодечненской дистанции пути, окончил брестский отраслевой техникум. Сейчас он уже освобожденный бригадир. Их младший сын пока учится в университете, летом подрабатывал в дистанции пути, и говорит, что будет горд, если и ему удастся стать продолжателем нашей династии.
Людмила Евгеньевна пришла в рефрижераторное депо Молодечно нарядчиком поездных бригад. В СССР тогда было всего шесть аналогичных депо, и сюда приезжали специалисты со всего Союза. Это было огромное предприятие, где трудилось около 2 тыс. человек.
– Я вела табели, рассчитывала расход топлива, оформляла расчет за поездку и т. д.
12 лет Людмила Евгеньевна проработала в рефрижераторном депо, заочно окончила техникум. затем перешла на станцию Молодечно товарным кассиром, позднее стала коммерческим агентом. Окончила Минский институт управления и перешла в военно-учетное бюро, где является инспектором по сей день.
– Не могу представить свою жизнь без железной дороги. Любовь к ней привил в первую очередь дедушка. С детства помню его рассказы, прогулки, когда он показывал, где находился его пост, вспоминал, как ему работалось. Разве могла я сделать другой выбор?

Людмила Евгеньевна Забагонская внучка Василия Дмитриевича Чернецкого

Людмила Евгеньевна Забагонская внучка Василия Дмитриевича Чернецкого

На магистрали трудились дедушка и бабушка Людмилы Евгеньевны по линии отца – Чернецкие Иосиф Андреевич и Антонина Иосифовна. Иосиф Андреевич – в вагонном депо, Антонина Иосифовна – бригадиром в дистанции пути. Брат Антонины Иосифовны Николай также работал в вагонном депо.
– Зимой, когда сельчане не были заняты в поле, моя бабушка собирала людей в Насилово, и они убирали снег на перегонах, – рассказывает собеседница. – Опять же посоветовал ей пойти на эту работу мой дед Василий Дмитриевич.
уже будучи на пенсии, он много времени проводил со своей правнучкой, единственной дочерью Людмилы Евгеньены – Екатериной. Стоит ли говорить, что она тоже железнодорожница уже в пятом поколении!
Екатерина пришла после техникума в Молодечненскую дистанцию сигнализации и связи оператором. Потом получила высшее образование, сейчас она – инженер по труду и заработной плате.
Семья сохранила и дом основателя династии:
– Дом Василия Дмитриевича достался в наследство моей сестре, и мы все вместе проводим там каждое лето. Он находится в живописном месте. На границе участка растут огромные тополя, которые видны с другого конца деревни, за ними в 1980-х выкопали озеро, куда стали прилетать лебеди… Там просто невероятная красота! У дедушки, как у настоящего портного, все было аккуратно, выверено до сантиметра. Дом маленький, но уютный, мы не решаемся там что-то разрушать или перестраивать. Это память о близком человеке, который всем нам дал путевку в жизнь.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика