Новый импульс к обновлению

Все новые опоры и жесткие поперечины на станции Молодечно, предусмотренные проектом электрификации направления на Гудогай, установлены. Работы выполнили бригады СМП-354. Задача на ближайший месяц – завершить демонтаж старых конструкций на станции и части перегона Молодечно – Уша.

5Развитие инфраструктуры станции Молодечно – одно из непременных условий продолжения электрификации этого направления. Следует дополнительно смонтировать поддерживающие конструкции сети, необходимые для устройства контактной подвески развернутой длины более 14,8 км и демонтировать конструкции, непригодные к дальнейшей эксплуатации (используемые более полувека). Причем выполнить все надо в условиях продолжения интенсивного движения поездов. Справиться с такими непростыми задачами поручили специалистам Строительно-монтажного поезда № 354. И это объяснимо: ведь коллектив СМП хорошо проявил себя во время электрификации участка Жлобин – Гомель.

36На краю «обрыва»

Ровно в 11 часов бригада СМП-354 отправляется на «окно». На этот раз курс – к остановочному пункту Криница на перегоне Молодечно – Уша.
– Задача на сегодня – установить четыре фундамента опор контактной сети, – рассказывает мастер Игорь Клабук. – Нужно поспешить. «Окно» объявлено на короткий период, а трудиться придется в непростых условиях.
Мотовоз МПТ-4 с платформой, на которой закреплен экскаватор, быстро преодолел около десяти километров, доставил на объект бригаду и необходимые материалы. Монтеры пути с мастером спустились на землю, осматривают фронт работ. Двухпутный участок проходит по высокой насыпи – в три-четыре человеческих роста. Поэтому котлованы под фундаменты придется рыть на самом краю «обрыва».

С особой осторожностью

Дождались приезда представителей местной дистанции электроснабжения, получили подтверждение о том, что контактная сеть обесточена. И приступает к работе экскаватор, оснащенный специальным буром.
– Нужно подготовить котлован глубиной пять метров. Причем сделать это аккуратно, чтобы не произошло обрушение его стенок, – объясняет Игорь Клабук.
По его словам, иногда при рытье котлована приходится использовать обсадную трубу – металлическую конструкцию длиной два метра и один метр в диаметре. Погружают ее вертикально в землю, таким образом предотвращают обрушение грунта. А затем буром постепенно углубляют котлован и опускают трубу. Такую металлическую конструкцию постоянно пришлось применять и при работе на путях станции Молодечно. Во многих местах земля болотистая. Обсадную трубу используют при рытье котлована для ограничения притока грунтовых вод.
29…Когда на перегоне земляные работы выполнили, разворачивают стрелу мотовоза. Фундамент выгружают с железнодорожной платформы и опускают в котлован. Мастер с помощью нивелира проверяет, чтобы конструкция заняла проектное положение.

В контакте с коллегами

Пока одна бригада СМП-354 занята на перегоне, вторая трудится непосредственно на станции Молодечно. У них задача тяжелее: необходимо демонтировать четыре фундамента и опоры контактной сети. Поэтому на объект мотовоз отправляется вместе с большим краном на железнодорожном ходу.
– Работаем в одной связке с коллегами из дистанции электроснабжения, – рассказывает мастер Игорь Клабук. – Мы устанавливаем новую опору, а электромонтеры перемещают подвеску контактной сети со старой опоры на новую. Секцию обесточивают. И только после этого мы приступаем к демонтажу старой опоры.
Станция Молодечно – узловая, с интенсивным грузовым и пассажирским движением. Поэтому строители и монтажники во время «окна» работают в очень стесненных условиях, приходится приостанавливаться для пропуска по соседнему пути очередного состава.

21Решить головоломку

При демонтаже первым в дело идет электромолоток. Один работник дробит бетон у основания стойки опоры, а двое других с помощью ломов извлекают застывшие куски строительного материала.
Когда у основания образовалось большое углубление, за работу принимается «тяжелая артиллерия». Кран на железнодорожном ходу разворачивает стрелу примерно на 50 градусов и поднимает ее. Маневрировать крайне сложно: нужно двигать технику таким образом, чтобы не порвать подвеску контактной сети и не повредить расположенные неподалеку новые опоры.
– Особенно сложно в таких стесненных условиях монтировать жесткие поперечины, – говорит прораб СМП-354 Константин Готовчик. – Недавно устанавливали в проектное положение такую конструкцию длиной 44 метра. Между опорами, на которые она крепилась, было восемь путей, из них с существующей контактной подвеской – пять. Привлекали в помощь кран местного локомотивного депо. Вынуждены были на время монтажа понизить подвеску контактной сети двух крайних путей.
Получается, что каждый случай – уникальный, приходится на сто процентов включать пространственное мышление и разгадывать сложные головоломки. К тому же нельзя забывать, что в работе есть и еще одно важное ограничение – подземные коммуникации. Поэтому специалисты СМП-354 стараются планировать работу таким образом, чтобы не задеть инженерные сети, минимизировать затраты на их перекладку на новое место.

23При любой погоде

Коллектив гомельского СМП трудится в Молодечно с октября минувшего года. С тех пор дополнительно установили около 190 опор, смонтировали 39 жестких поперечин, 46 анкеров и столько же – анкерных оттяжек. Задание по демонтажу выполнили более чем на 50%.
– У нас работают вахтовым методом четыре бригады, – объясняет Константин Готовчик. – Две из них трудятся две недели без выходных. Потом их эстафету принимают другие.
Работу не прекращали даже в самые сильные морозы и снегопады. Выполнили определенный объем – и отогреваться в автобус. А другие продолжают. Каждое «окно» – на вес золота. Поэтому очень важно им рационально распорядиться.
– Мы благодарны нашим коллегам-железнодорожникам со станции Молодечно, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и связи, – отмечает прораб. – Они помогают нам, оперативно решают производственные вопросы.
С запланированным объемом работ на станции Молодечно и отрезке протяженностью 3,5 км на участке Молодечно – Уша специалисты СМП-354 рассчитывают справиться в феврале-марте. А в дальнейшем, если будет принято такое решение, могут переместиться на одну из станций гудогайского направления или продолжить обновление инфраструктуры электрификации между Минском и Молодечно. На предприятии предполагают, что их опыт будет востребован.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика