Пересеклись пути-дороги

«Крепко-накрепко связала меня судьба с железной дорогой». Для ветерана войны и труда Николая Емельяновича Деркунского – это не просто слова. На днях ему исполнилось 90 лет, 56 из которых он отработал на стальной магистрали.

СТАШКЕВИЧ-ФОТОмакРодился и вырос в Ростовской области в селе Развильное. Отец работал стрелочником на станции Развильная. А сам Николай Емельянович получал образование в железнодорожной средней школе № 1 в Сталинграде.
Когда в январе 1943 года освободили Сальск, отца отправили на соседнюю станцию Песчанокопская восстанавливать железнодорожное полотно, уничтоженное немцами при отступлении. Николай трудился там же путевым рабочим. Потом пошел на курсы помощника машиниста при Сальском паровозном депо, а спустя три месяца стал за левое крыло локомотива. Приходилось выполнять и обязанности кочегара. В составе локомотивной бригады водил воинские эшелоны с техникой, боеприпасами и бойцами к линии фронта. Неоднократно подвергался налетам вражеской авиации.
– Помню, вели мы груженный литерный состав «А» или, как мы его называли, «Анушка» к Сталинграду, – рассказывает Николай Емельянович. – Когда стояли на перегоне Тихорецк – Сальск, налетели немецкие бомбардировщики. А кроме нас на путях ждали разрешения на отправление поезда с эвакуированными станками, оборудованием, с сопровождающим их персоналом, цистерны с бензином. И все взрывается – бомбы, снаряды, горючее… Это был огненный ад! Машинист Серебряков, с которым я ехал в бригаде, дал команду отцепить уцелевшие вагоны литерного, чтобы вывезти их из горящего пекла. Задание я выполнил, и «Анушка» отправилась дальше по маршруту. В 1944 году отца и меня откомандировали на станцию Шангалы Северной железной дороги. Работал сначала стрелочником, потом окончил курсы дежурных по станции и был направлен по специальности на станцию Сулонда. Там и встретил День Победы.
В 1948 году Николая Емельяновича призвали в армию. В железнодорожных войсках он отслужил 29 лет. Побывал во многих республиках бывшего СССР: восстанавливал из руин Ворошиловградский железнодорожный вокзал (сегодня станция Луганск), в Восточно-Казахстанской области строил железную дорогу к озеру Зайсан, затерявшемуся среди гор, возводил мост через реку Иртыш, подводил подъездные пути к ракетно-пусковым установкам в Шадринске Курганской области. В 1965 году Николай Деркунский был переведен в Жлобин, а через четыре года – в Гомель, начальником финансового довольствия.
После увольнения в запас Николай Емельянович работал старшим бухгалтером в местном педагогическом училище. Но все время мечтал вернуться на железную дорогу. В 1982-м пришел аккумуляторщиком на станцию Новобелицкая, где и трудился 21 год. На заслуженный отдых ушел в 77 лет.
Несмотря на свой почтенный возраст, Николай Емельянович и сегодня не любит сидеть на месте. Сам ходит за покупками, читает газеты. А на приусадебном участке выращивает овощи и фрукты – и каждый год они радуют ветерана большим урожаем.
И в свой день рождения Николай Емельянович встречал гостей бодро, с улыбкой и крепким рукопожатием. Поздравить коллегу пришли председатель объединенного профсоюзного комитета Гомельского отделения Сергей Житников, председатель первичной ветеранской организации аппарата и линейных станций Нина Маслюкова, другие представители отделения. Как и положено, не с пустыми руками – вручили ценный подарок, цветы. Звучали поздравления, теплые слова признательности за долголетний и добросовестный труд.
В ответ Николай Емельянович поблагодарил руководство отделения и узла за заботу о ветеранах.
– Приятно, что нас не забывают, – отметил именинник. – Спасибо всем за все!

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика