Лента времени: 14 — 20 февраля
По воздуху быстрее
105 лет назад впервые была осуществлена доставка почты самолетом.
И в настоящий момент этот вид почтовой связи считается современным и не имеет конкуренции по скорости. Доставка писем по воздуху имела место задолго до появления авиапочты как регулярной службы, доступной для широкой публики. Так, появление в 1903 году аэропланов сразу же вызвало интерес относительно их привлечения к перевозке почты. Первый такой официальный рейс состоялся 18 февраля 1911 года в Индии из Аллахабада до Наини, во время которого французский пилот Анри Пике перевез 6,5 тыс. писем и 250 специальных открыток на расстояние 13 км. Письма были погашены специальным штемпелем с надписью: «First aerial post. U. P. Exhibition. Allahabad. 1911» («Первая воздушная почта. Объединенная национальная выставка. Аллахабад. 1911»). Специальный штемпель аллахабадской авиапочты ставили красной краской, небольшая часть корреспонденции служебного характера получила оттиски черного цвета. Штемпель был изготовлен по заказу правительства Индии почтовым ведомством в городе Алигаре и является уникальным: клише уничтожили сразу же после окончания полета. На штемпеле изображен силуэт летящего биплана над горами Азии (проект нарисовал инициатор полета Уолтер Уиндхэм, владелец автомобильной фирмы, основавший в 1908 году авиационный клуб). Сумма, вырученная от перевозки авиапочты, была использована на благотворительные цели.
Завершая эпоху
60 лет назад открылся ХХ съезд КПСС, который многие историки называют поворотным для СССР – был осужден культ личности и преданы огласке чудовищные преступления режима.
Первый после смерти Сталина съезд партии состоял из двух неравных и различных по характеру частей. В начале все мало чем отличалось от предыдущих партийных форумов. обсуждались отчеты центральных органов партии и основные параметры шестого пятилетнего плана. К слову, на съезде было принято решение о начале массового внедрения на советских железных дорогах тепловозной и электровозной тяги, а также о прекращении строительства паровозов. В том же году крупнейшие в СССР паровозостроительные заводы – Коломенский и Ворошиловградский – перешли на выпуск тепловозов ТЭ3. Но главные события, сделавшие съезд знаменитым, произошли в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. В сделанном Хрущевым секретном докладе «О культе личности и его последствиях» были названы многочисленные факты преступлений второй половины 1930-х – начала 1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина. Как вспоминал один из очевидцев доклада, впоследствии член Политбюро ЦК Александр Яковлев, «в зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга – то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким». Никита Сергеевич провел на трибуне пять часов, хотя доклад был рассчитан на два с половиной. Был эмоционален, много говорил от себя. Полного текста его речи не существует: стенограмма не велась, звукозапись – тоже. После окончания выступления прений по докладу не открывали и вопросов не задавали. Делегаты приняли два постановления – с одобрением положений доклада и о его рассылке партийным организациям без опубликования в открытой печати. В сокращенном виде доклад разослали руководителям коммунистических и рабочих партий мира. В Польше с одного из экземпляров текста сняли копию, которая попала на Запад. В июне 1956-го доклад появился в печати в США – сначала на английском, а затем на русском языке. В СССР доклад впервые был опубликован лишь в 1989-м. Историки считают, что именно ХХ съезд КПСС завершил сталинскую эпоху. Он ознаменовал ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.
Назвали «белым ангелом»
80 лет назад в городе Ургенч (Узбекистан) родилась польская эстрадная певица Анна Герман.
Ее предки, приехавшие в Россию из Германии и Голландии, были сосланы в начале ХХ века в Среднюю Азию. Своего отца Анна не помнила, в 1937-м его арестовали, и он пропал в лагерях. В 1942 году мать девочки Ирма вторично вышла замуж за польского офицера Германа Бренера, но прожила с ним недолго, он погиб на
войне. В 1946-м семья Анны переехала на родину отчима, в Польшу. Успешно окончив гимназию, девушка поступила на геологический факультет Вроцлавского университета. В 1960-м дебютировала на сцене студенческого театра. Несмотря на отсутствие музыкального образования, после окончания университета выбрала профессию не геолога, а эстрадной певицы. Песни Анны Герман получили первое признание на Международном фестивале песни в Сопоте в 1963 году, где она разделила вторую премию. Ее манера исполнения – немного трагичная, всегда артистическая – наряду с необыкновенным, высоким сопрано покоряла всех слушателей. До сих пор Анну называют «белым ангелом польской эстрады». В 1966-м певица заключила с итальянской студией грампластинок трехлетний контракт, предусматривавший запись песен и участие в различных фестивалях. Ей приходилось не только петь, но и демонстрировать одежду в домах моды, выступать на телевидении, сниматься для обложек журналов. 27 августа 1967 года Анна Герман, находясь на гастролях в Италии, попала в автокатастрофу, перенесла ряд серьезных операций и в течение нескольких лет не выходила на сцену. В конце 1970-х
популярность исполнительницы в СССР была огромной: за год она давала более 100 концертов по стране. В начале 1980-х врачи обнаружили у Анны Герман неизлечимое онкологическое заболевание, в августе 1982-го она скончалась в военном госпитале в Варшаве. За свою жизнь певица записала более 400 песен, причем около 100 – на русском языке. Многие из них стали популярными: «Надежда», «Когда цвели сады», «Эхо любви», «Гори, гори моя звезда», «Случайность» и другие. При ее жизни в Советском Союзе было выпущено пять долгоиграющих пластинок, первая вышла в октябре 1968 года.
Рифмы нашего детства
110 лет назад в Москве в семье ветеринарного врача родилась известная советская поэтесса Агния Барто.
На стихах о плачущей Тане и мишке с оторванной лапой выросли поколения, а старый фильм «Подкидыш» продолжает трогать сердца современных зрителей. Отдавая должное большому числу прекрасных детских поэтов, нельзя не согласиться с тем, что Барто среди них занимает особое место. Агния Львовна начала писать стихи еще в начальных классах гимназии. Мечтала о карьере балерины, окончила хореографическое училище. Литератором она стала благодаря курьезу. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение «Похоронный марш», присутствовал народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский. Он выразил уверенность, что девушка рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Агнию Барто направили в детскую редакцию. Она с увлечением принялась за работу, училась у Маяковского, Чуковского, Маршака. Во время Великой Отечественной много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу «Найти человека» на радио «Маяк» удалось соединить 927 семей. За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.
Построили завод и город
40 лет назад с конвейера Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей сошел первый грузовик.
Это произошло 16 февраля 1976 года, спустя шесть лет и два месяца после официального начала строительства «КамАЗа». Первая партия была отправлена в Москву для представления делегатам очередного съезда КПСС. Автомобиль первой модели – КамАЗ-5320 – за номером 0000001 после нескольких лет эксплуатации в одном из автохозяйств Башкорстостана был выкуплен его создателями и теперь в качестве действующего музейного экспоната хранится в научно-техническом центре объединения, выходя на службу только в дни своего юбилея или в других торжественных случаях. Приводимый в движение 210-сильным дизельным двигателем, он брал на свои «плечи» груз до 8 тонн. В первый год производства выпустили 5 тыс. КамАЗов-5320, в следующем, 1977-м, – уже 22 тысячи. Машина была спроектирована на основе советского автомобиля ЗИЛ. Последний тягач этой серии сошел с конвейера в 2000 году. Строительство завода дало толчок развитию региона. За 10 лет население города Набережные Челны выросло в 10 раз. Выбор этого населенного пункта в качестве центра автомобилестроения был не случайным. Город находился в центре Советского Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением строительными материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в последующем – транспортировкой автомобилей потребителям. С появлением КамАза потребности растущей экономики СССР, испытывающей дефицит тяжелых грузовиков с экономичным дизельным двигателем, были в определенной степени удовлетворены.
Станция рекордов
30 лет назад на космическую орбиту выведена научная станция «Мир».
Она пришла на смену орбитальным станциям «Салют» и стала на полтора десятка лет единственной в мире пилотируемой космической лабораторией для долговременных научно-технических экспериментов и исследования человеческого организма в космосе. Станция представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения. В дальнейшем к ней были пристыкованы и начали работу модули «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр». Строительство орбитального комплекса полностью завершили 26 апреля 1996 года, когда к «Миру» был пристыкован пятый, последний модуль дооснащения – «Природа» – со сложнейшей научной аппаратурой. Вес базового блока с пятью модулями составил почти 129 тонн. Орбитальный комплекс «Мир» находился в эксплуатации до июня 2000-го – почти втрое дольше, чем было запланировано при запуске. За это время там было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 исследователей, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран. На борту этой космической лаборатории выполнены 24 международные программы исследований, проведено более 16,5 тыс. экспериментов. В процессе создания комплекса разработано более 600 новейших технологий. Также на научной станции «Мир» были установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. В январе 2001 года правительство России подписало постановление о прекращении работы комплекса из-за его крайней изношенности. 23 марта того же года станция завершила свой триумфальный полет и была затоплена в Тихом океане.