«Опасность подстерегала всегда»
27 лет назад советские войска покинули Афганистан. Но для участников той войны время словно остановилось. Хорошо помнит всех своих коллег по службе в Афганистане и бригадир Калинковичской дистанции пути Александр Саливанчук.
– От потери друзей-сослуживцев сердце не раз сжималось в груди, – вспоминает Александр Михайлович. – Но мы выполняли свой долг перед Родиной и гордились этим. Война, словно лакмусовая бумага, проявляет человека как личность. Сколько раз бывало, что моя жизнь зависела не от счастливого случая или исправности оружия, а от напарника, с которым шел на задание и прикрывал мою спину. Армейская дружба, закаленная в боях, самая крепкая. После увольнения в запас судьба раскидала моих сослуживцев по всему бывшему СССР, но в День памяти воинов-интернационалистов мы всегда стараемся встретиться, часто созваниваемся, общаемся через Интернет.
…На срочную службу моего собеседника призвали в марте 1982 года. До этого он прошел обучение в Жлобинском ДОСААФ и получил права на вождение автомобильной техники, имевшейся в то время в Вооруженных силах. Затем были трехмесячные курсы молодого бойца в Термезе и присяга.
– Когда ехали к месту несения службы – в Шинданд, провинцию Герат, страха не испытывали, – вспоминает Александр Михайлович. – Мы были молоды, и происходящее представлялось в ореоле юношеской романтики. Но когда увидели первые подрывы и смерть, быстро повзрослели. Спецподготовкой могли похвастаться разве что десантники. У срочников такого опыта не было. Учиться воевать пришлось уже в Афганистане.
Александр Саливанчук служил механиком-водителем МТ-ЛБУ – многоцелевого транспортера (тягача) легкового бронированного управляемого. «Поутюжил» горные дороги провинций Герат, Гор, Фарах, Кандагар. Задача экипажа заключалась в обнаружении бандформирований и корректировке артиллерийского огня для дальнейшего их уничтожения.
– Мы всегда шли впереди пехоты, танков и артиллерии, – говорит собеседник. – На передовой опасность подстерегала каждую минуту. Когда выезжали в рейды, люки оставляли открытыми, чтобы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций можно было быстро выбраться из машины.
В любое время суток команда находилась в полной боевой готовности.
За два с половиной года службы в Афганистане ему пришлось многое увидеть и пережить. Змеи и ядовитые насекомые – ничто по сравнению с пулями и разрывами снарядов. Неоднократно бывали случаи, когда от быстроты действий экипажа машины зависела жизнь всего состава колонны. Александр Михайлович не раз находился в шаге от смерти. И благодарит судьбу за то, что выжил.
– Помню, наша дивизия перебиралась из Чагчарана в Шинданд, – рассказывает ветеран афганской войны. – От разведывающих «вертушек» получили информацию, что впереди в ущелье засели душманы. Нам поставили задачу засечь точки до засады и навести прицельный огонь артиллерии. Как оказалось, бандиты планировали заманить нас вглубь местности, заблокировать в «каменном мешке» (когда дорога петляет между гор) и уничтожить.
За блестящее выполнение боевой операции Александр Саливанчук был отмечен медалью «За отвагу», которая нашла героя уже после увольнения в запас.
После окончания срочной службы Александр Михайлович перешел на сверхсрочную. А спустя 12 лет началась новая глава в его жизни. По совету друзей устроился монтером в Калинковичскую дистанцию пути, пять лет назад стал бригадиром путевых машин и механизмов по пневмообдувке.
Александр Саливанчук – частый гость в школах, встречается с молодежью и рассказывает подробности своего пребывания на горячей во всех смыслах земле Афганистана.
– Мужество и стойкость воинов-интернационалистов, их выдержка, верность Родине – пример для нынешнего и будущего поколений защитников Отечества, – убежден Александр Михайлович. – Чем больше молодежь будет знать о боевых потерях, тем больше будет стремиться к мирной жизни. Сегодня об афганской войне высказываются разные мнения. Но бесспорным остается одно: рискуя жизнью, воины-интернационалисты честно исполняли свой воинский долг и не нарушали присягу.
Лидия СЕРГЕЕВА