«Горжусь своей мамой»
«Моя мама, Ерохина Елена Яковлевна, пришла на железную дорогу в 1944 году. После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков вдоль железнодорожных путей, чтобы защитить их от снежных заносов, нужно было сажать деревья.
В 22 года мама стала мастером живой защиты. Ее участок был от станции Верейцы до Минск-Южный. Сейчас маме 91 год. Но не проходит и дня, чтобы она не вспоминала свою непростую работу.
Я очень горжусь своей мамой». Это строки из письма, которое написала в редакцию дочь Елены Яковлевны Валентина Немогай. Мы побеседовали с ветераном труда, чья работа оставила вполне осязаемый след – гектары лесонасаждений вдоль железнодорожных путей.
– Я родилась и выросла в деревне Дричин Пуховичского района, – начинает свой рассказ Елена Яковлевна. – Кроме меня в семье было еще восемь детей: сестра и семь братьев. До войны я окончила восемь классов. А в 1944-м пришла на железную дорогу – рабочей на станцию Дричин. Мне было двадцать лет.
Во время Великой Отечественной все посадки вдоль железной дороги были уничтожены фашистами, чтобы в них не смогли прятаться партизаны и подрывать поезда.
На создание новой лесополосы и направили Елену Ерохину. Саженцы привозили из Осиповичей, Жлобина и Гомеля в огромных тюках. Развозили их рабочие, в том числе и Елена Яковлевна, в обычных пассажирских поездах, к которым были присоединены багажные вагоны.
– Конечно, желательно, чтобы поле под лесополосу было вспахано, но у нас не было лошади. Просто вручную выкапывали ямки, – вспоминает женщина.
Технология была несложная: отступали от путей 25 метров, а затем на полосе в 30 метров – до самого колхозного поля – сажали деревья: клены, березы, липы.
– Натягивали шнур, по нему и сажали. Возле колхозного поля – шиповник, он быстро разрастался. Со стороны путей – желтую акацию, белую – со стороны поля. В плане было указано, где и что должно расти. От Дричина до Руденска, к примеру, нужно было посадить гектар. И мы планы выполняли.
В конце 1944 года Елену Яковлевну направили на учебу в Украину, в Щорскую техническую школу:
– Война еще шла, но Беларусь и Украина были освобождены. Поэтому ехать не боялась. А вот моя мама плакала, не хотела отпускать. Но я все равно поехала.
Елена Ерохина с отличием окончила техническую школу, получила профессию мастера живой защиты, о чем до сих пор в семье хранится свидетельство.
– После учебы меня назначили мастером, но я все равно работала так же, как и остальные. Весь день на ногах, проходили десятки километров, сажали и в дождь, и в жару. Посаженные деревца нужно было пропалывать, иначе ничего б не выросло. У нас места посадок были чистые, как грядки в огороде. Саженцы, которые не приживались, мы заменяли новыми.
В бригаде под руководством Елены Яковлевны летом трудилось до 30 рабочих. Зимой гораздо меньше – 5-6. Ведь основные работы – прополка и посадка – производились весной и летом.
С годами деревья выросли, надо было делать обрезку, чтобы формировалась густая крона и чтобы они создавали настоящую живую изгородь, защищали от снега.
Своего мужа Елена Яковлевна также встретила на магистрали. Он приехал из России, работал монтером пути. В 1955 году женщина родила первенца, потом появилось еще двое детей. На железную дорогу она не вернулась.
– Вначале растила детей, позже работала в колхозе, – говорит Елена Яковлевна.
Однако магистраль так или иначе присутствовала в ее жизни. В столичном вагонном участке трудилась ее племянница Мария. С железной дорогой связана и работа сына Елены Яковлевны – Анатолия: он начальник почтового вагона.
Сейчас женщина живет с семьей младшей дочери Валентины. Квартира заполнена салфетками, скатертями, сделанными руками Елены Яковлевны – она и в 91 год не может сидеть без дела. У нее пятеро внуков и столько же правнуков. На лето вся семья уезжает в Дричин.
– Уже много лет мама не работает на железной дороге, но всегда тепло вспоминает о магистрали, – рассказывает дочь Елены Яковлевны, Валентина Немогай. – Она отлично помнит, где вместе с бригадой сажала деревья, постоянно о них спрашивает, сохранились ли еще. Однажды во время пожара сгорели ели, которые сажала мама. Мы рассказали ей и пожалели: мама проплакала целый день.
Сама Елена Яковлевна свою привязанность к железной дороге объясняет просто: это было лучшее время в ее жизни.
Елена КРАВЕЦ