Январь
Ср
15
2025

Точный расчет

Дополнительные возможности получат пассажиры Белорусской железной дороги, которые покупают проездные документы через Интернет…

10В локомотивном и других хозяйствах будет внедрена система технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО), что позволит повысить эффективность ремонта и обслуживания техники… Какую роль в реализации подобных важных проектов сыграет Главный расчетный информационный центр (ИРЦ), рассказал его начальник Сергей Будько.

– Сергей Владимирович, деятельность ИРЦ многопрофильна: обслуживание технических средств, разработка программных продуктов, обработка платежных и других документов. По каким из направлений в 2015 году удалось добиться наилучших результатов?
– Наши приоритеты совпадают с задачами Белорусской железной дороги: мы участвуем в создании условий для бесперебойной перевозки грузов и пассажиров посредством информационного обеспечения этих процессов. Первоочередное внимание в работе мы уделяем развитию следующих информационных комплексов: Единой интегрированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК ИСУФР), Информационной аналитической системы поддержки управленческих решений по грузовым перевозкам (ИАС ПУР ГП), Межгосударственной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3», системы продажи проездных документов с использованием сети Интернет. В реализации этих проектов задействован Центральный вычислительный комплекс, который иногда образно называют «электронным сердцем» Белорусской железной дороги.
ИРЦ реализует проекты по многим направлениям. В сфере информационных технологий обновление происходит особенно быстро. С учетом этого мы регулярно модернизируем нашу инфраструктуру, чтобы она соответствовала возрастающим требованиям. Ведь если сделать продолжительную паузу, в чем-то отстать, то наверстывать будет очень сложно.
В 2015 году мы значительно расширили функционал ЕК ИСУФР в части учета затрат на единицу продукции (работ, услуг), учета запасов на складах дороги и их рационального использования. Удалось достичь прогресса и в охране труда, учете недвижимого имущества и других вопросах финансово-хозяйственной деятельности Белорусской железной дороги.
В ИАС ПУР ГП завершили разработку новой системы учета грузовых вагонов, подготовили новую версию программного обеспечения по работе с арендованными вагонами, внесли корректировки в порядок электронного обмена данными между железнодорожными администрациями.
В минувшем году мы также завершили разработку обновления в сфере продажи электронных проездных документов через Интернет. В дальнейшем клиенты смогут не только приобретать билеты онлайн, но и при необходимости возвращать их. Потраченные деньги будут перечислять на банковскую платежную карту. Причем для этого не нужно будет посещать билетную кассу, как требовалось ранее. Такая услуга станет доступной в первой половине нынешнего года.
25В 2015-м обеспечен полный учет доходов от грузовых и пассажирских перевозок, своевременная выдача отчетности в соответствии с вступившим в силу новым национальным стандартом.
– На Белорусской магистрали продолжается внедрение информационных технологий во всех хозяйствах. Каким образом с учетом этого совершенствуются вычислительные мощности парка технических средств ИРЦ?
– Увеличение информационных потоков, наращивание объема и рост скорости обработки данных – все это требует от ИРЦ дополнительной напряженной работы. Важную роль в этом играет Центральный вычислительный комплекс (ЦВК). В прежние годы значительный объем информации обрабатывался на автоматизированных рабочих местах. Теперь же акцент смещен в сторону централизации обработки информации. Это позволяет аккумулировать большие массивы данных, повысить скорость их обработки, обеспечить доступ работников различных подразделений магистрали к базам с оперативной и аналитической информацией.
Один из масштабных этапов переоснащения ЦВК пришелся на 2013 год. Благодаря этому повысилась производительность систем дорожного уровня. Тогда ввели в эксплуатацию два сервера обработки данных класса MAINFRAME IBM, две дисковые подсистемы, две системы коммутации, столько же систем архивного хранения данных. В результате таких преобразований производительность процессоров повысилась в 6-7 раз, мощности канальных систем – в 2 раза, объем дискового хранилища расширен на 40 терабайт (ТБ).
Однако объем данных об объектах перевозочного процесса, финансовой, логистической и другой информации, необходимой для оперативного принятия управленческих решений, продолжает расти. Поэтому в 2015 году провели модернизацию двух дисковых подсистем. В результате увеличился объем среды хранения данных в ЦВК еще на 20 ТБ. Кроме того, выполнили мероприятия по увеличению портов оптической коммутации. Это позволило объединить серверы хранения в единую сеть и повысить в 2 раза отказоустойчивость эксплуатируемых систем.
Помимо этого, мы приобрели средства вычислительной техники, серверное и сетевое оборудование. В частности, получили в распоряжение серверную стойку HP BladeCenter. Благодаря этому мы смогли ввести в эксплуатацию новые информационные системы дорожного уровня и таким образом обеспечить повышение быстродействия и надежности их функционирования.
В условиях непрерывного развития информационных технологий, возрастающих потоков информации, потребности в ее аналитической обработке нам необходимо предусматривать улучшение оснащенности ЦВК, повышение его производительности, быстродействия и надежности. Также большое внимание уделять вопросам оптимизации использования вычислительных ресурсов и архивации данных.
28– В ИРЦ традиционно приходит на работу много молодежи. Представители каких специальностей наиболее востребованы на предприятии?
– Техника, безусловно, играет важную роль в нашей деятельности. Но все же результат в первую очередь зависит от людей, их профессионализма. Коллектив нашего предприятия – «три пятерки»: в нем 555 работников. Из них доля разработчиков не так уж велика – менее четверти всего штата. Для разработки, сопровождения и эксплуатации программных комплексов нужны не только программисты, но и постановщики задач, тестировщики и специалисты по сопровождению. Важную роль играют и те, кто администрирует и обслуживает центральный вычислительный комплекс, а также ряд специалистов, которые занимаются техническим обслуживанием и ремонтом средств вычислительной техники, как на ИРЦ, в Управлении, так и на ряде предприятий дороги. Не менее важное направление работы ИРЦ – учет доходов магистрали, окончательная обработка провозных документов, ведение взаиморасчетов с железнодорожными администрациями и перевозчиками. Работа по каждому профилю требует соответствующей квалификации, ответственности, исполнительской и производственно-технологической дисциплины.
С задачами успешно справляются не только люди с большим стажем, но и молодые специалисты. Только за 2011 – 2015 годы в ИРЦ пришли на работу около 90 выпускников вузов. Среди них большинство – из БелГУТа и БГУИРа, есть также получившие диплом в БНТУ и БГУ. Приходят инженеры-программисты, технологи, экономисты, специалисты другого профиля. С учетом такого притока свежих сил сейчас доля молодежи в коллективе составляет более 30%. В целом средний возраст работников – около 41 года.
Все молодые специалисты, чья деятельность связана с Центральным вычислительным комплексом, проходят на нашем предприятии дополнительную подготовку. Ведь мы используем особую высокопроизводительную технику. Другие структуры в республике, которые также применяют машины подобного уровня, по сути, можно пересчитать по пальцам одной руки.
– Какие наиболее значимые проекты планируется реализовать в 2016 году?
– Развитие ИРЦ, как и прежде, будет тесно связано с приоритетами деятельности Белорусской железной дороги. В части оснащенности Центрального вычислительного комплекса необходимо продолжать модернизацию, наращивать дисковое и операционное пространство в соответствии с потребностями.
В сфере разработки программного обеспечения в последние годы наметился важный поворот. Прежде в значительной степени ИРЦ вместе со службой информационных технологий выступали инициаторами внедрения новых комплексов и систем. Теперь же много предложений поступает со стороны профильных служб дороги.
На текущий год запланировано, в частности, доработать программное обеспечение ЕК ИСУФР, продолжить глубокую модернизацию в части подсистем управления персоналом и учета труда и заработной платы. Кроме того, руководством дороги поставлена задача продолжить внедрение подсистемы технического обслуживания и ремонта оборудования в локомотивных депо дороги и начать разработку аналогичной системы для других хозяйств магистрали. Помимо этого, необходима новая система учета контейнеров Белорусской железной дороги. Большое внимание уделим мероприятиям, связанным с предстоящей деноминацией рубля. Также продолжим оптимизацию процесса обработки перевозочных документов, сокращение времени принятия их к учету.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика