Решать задачи комплексно

Ряд объективных факторов, в частности, непростая политико-экономическая ситуация, сложившаяся в соседних государствах, неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках, ограничения в вопросах тарификации не позволили Белорусской железной дороге в ушедшем году выйти на запланированный объем перевозок.

66Однако, несмотря на все сложности, магистраль полностью обеспечила выполнение заявок на перевозку грузов. А это более 1,4 млн. вагонов (или 3900 в среднем в сутки). В условиях обострения конкуренции в сфере транспортных услуг на первый план выходит задача повышения привлекательности для клиентов Белорусской магистрали. О том, как она решается, за счет чего планируется улучшить эффективность работы грузового хозяйства – в нашей беседе с руководителем профильной службы Управления дороги Игорем Згурским.

– Сегодня в хозяйстве трудится 5,3 тыс. человек. Для выполнения грузовых операций открыты 225 железнодорожных станций, на 90 – функционируют товарные конторы, из которых 35 имеют в своем составе ЦУТО, обслуживающие остальные станции. Контроль за обеспечением сохранности грузов и безопасности движения осуществляется на 20 пунктах коммерческого осмотра поездов и вагонов (12 ПКО находятся на передаточных станциях Белорусской железной дороги). Оказание комплекса транспортно-логистических услуг (включая услуги по терминальной обработке и хранению грузов) осуществляют 6 организаций и структурных подразделений хозяйства.
– Что показывают итоги 2015 года?
– По результатам работы за минувший год Белорусской железной дорогой перевезено 131,4 млн. тонн грузов, это 92,9% к 2014-му. Наибольший удельный вес в общем объеме составили экспортные перевозки – 35% (30% в 2014-м).
Негативные кризисные явления в национальных экономиках, в том числе у наших ближайших соседей, определенным образом сказываются на конкурентоспособности экспортной продукции, проводимой белорусскими экспортерами политике по диверсификации экспорта и выходу на новые рынки сбыта, что не позволило обеспечить прогнозируемые на 2015 год объемы погрузки. Было погружено 80,3 млн. тонн грузов, что составило 96% к уровню 2014 года.
Темп роста объемов погрузки к уровню 2014-го выполнен Брестским – 104,6%, Гомельским – 101,8% и Витебским – 104,6% отделениями дороги. На 5,6 млн. тонн в сравнении с показателем 2014-го снижена погрузка строительных грузов (в том числе 2 млн. тонн – РУПП «Гранит»), цемента, лома черных металлов, сахарной свеклы и др. Снижение частично компенсировано за счет увеличения погрузки на 2,3 млн. тонн нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, леса.
– Привлечению клиентов должно способствовать и внедрение принципа «одного окна». Как он реализуется на практике?
– В 2015 году на дороге утверждены Единые (типовые) рекомендации к наружному и внутреннему оформлению, техническому оснащению товарных контор и Центров транспортного обслуживания Белорусской железной дороги. В соответствии с ними в плановом порядке выполняются работы по оформлению товарных контор и ЦУТО, в отдельных случаях – с обустройством новых помещений, удобных для взаимодействия с клиентами. Практика показывает, что при таком подходе изменяется не только интерьер, но и в целом отношение персонала к качеству обслуживания.
На основании ранее одобренной на ТЭСе Концепции развития грузового хозяйства Белорусской железной дороги до 2020 года мы разрабатываем Программу развития системы транспортного обслуживания при организации грузовых перевозок на Белорусской железной дороге до 2020 года. Ее основной целью является формирование целостной системы обслуживания клиентов с единым управленческо-координирующим центром, обеспечивающей предложение и реализацию востребованного и конкурентоспособного набора транспортных услуг по принципу «одного окна». Решение этой задачи основано на последовательном преобразовании системы оказания услуг и управления существующими инструментами продажи и продвижения услуг, связанных с организацией перевозок грузов. Это позволит сконцентрировать относящиеся в настоящее время к различным юридическим лицам и подразделениям функции в новом подразделении – ЦТО, которое является вертикально-интегрированной структурой, объединяющей и координирующей предоставление связанных с перевозкой услуг во взаимодействии с транспортно-экспедиционными компаниями и иными участниками транспортного рынка. В текущем году мы планируем утвердить программу и приступить к ее реализации.
Центром защиты информации в прошлом году создан и запущен в эксплуатацию новый web-сервис «Личный кабинет». В нем наши клиенты могут удаленно, со своего рабочего места совершать все необходимые операции, касающиеся предоставления услуг, связанных с использованием АС «Электронная перевозка». На основе указанного ресурса в 2016 году планируется завершить работу по организации оперативного взаимодействия экспедиторских компаний и Белорусской железной дороги (на базе централизованной информационной платформы посредством web-сервиса «Личный кабинет» и АС «Электронная перевозка).
БКГ - груз– А что делается по расширению географии ее применения?
– В 2015 году реализованы намеченные мероприятия по внедрению электронных юридически значимых документов в техпроцессы международных грузовых перевозок. В частности, в сообщении Беларусь – Россия при транспортировке порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, мы перешли от использования электронных накладных на ограниченном полигоне (Белорусская магистраль – Октябрьская дорога) к их применению на всех станциях ОАО «Российские железные дороги» (кроме Калининградской). В сообщении Беларусь – Литва с применением электронных накладных осуществляются перевозки порожних вагонов и контейнеров. С декабря 2015 года начаты тестовые перевозки порожних приватных, арендованных вагонов на основе электронных юридически значимых накладных СМГС в сообщении Беларусь – Украина.
– В текущем году эта работа продолжится?
– Конечно. Основная задача на 2016-й – переход на электронные накладные СМГС при перевозке грузов в сообщении Беларусь – Россия. В ближайшей перспективе планируется начать использовать электронные юридически значимые накладные СМГС при организации перевозок порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, в транзитном сообщении с Калининградской железной дорогой, а также в сообщении Беларусь – Украина.
В сообщении Запад – Восток приступаем к тестовой реализации экспериментальной программы «Электронная контейнерная перевозка», предполагающей внедрение электронных накладных при перевозке контейнеров, принадлежащих ПАО «ТрансКонтейнер» по маршруту Польша – Беларусь – Россия.
– Одним из немаловажных направлений работы, непосредственно влияющих на привлекательность перевозок грузов, в первую очередь транзитных, является взаимодействие с таможенными органами.
– Совершенно верно. И здесь есть резервы. Для совершенствования таможенного администрирования железнодорожных перевозок грузов, в том числе транзитных, в 2015 году наш представитель был включен в состав общественно-консультативного совета при Государственном таможенном комитете Республики Беларусь. В рамках Евразийской экономической комиссии при поддержке ГТК мы принимаем участие в разработке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, проектов решений Евразийской экономической комиссии, затрагивающих интересы железнодорожного транспорта. Также мы взаимодействуем в рамках совместных рабочих групп: железнодорожных администраций Беларуси, России и Казахстана по вопросам таможенного регулирования; ГТК и Белорусской железной дороги.
Ситуация с задержками на границе транзитных грузов для таможенных операций, а также другие актуальные вопросы рассматриваются на совместных заседаниях рабочих групп. Хотелось бы отметить, что Государственный таможенный комитет Республики Беларусь идет нам навстречу и в целом оказывает необходимую поддержку как в вопросах совершенствования технологий на передаточных станциях, так и площадке ЕЭК в ходе разработки необходимых нормативных документов. На практике это выразилось в обеспечении возможности круглосуточных досмотров, оперативном осуществлении таможенного контроля, создании специализированных досмотровых групп.
– Помимо умения работать с клиентом имидж дороги во многом определяется обеспечением безопасности движения поездов. В грузовом хозяйстве она в наибольшей степени зависит от качества коммерческого осмотра составов и вагонов.
– Так и есть. В 2015 году пунктами коммерческого осмотра выявлено 2490 вагонов с коммерческими неисправностями (на 1127 больше в сравнении с прошлым годом), при этом пропущено 126 вагонов (109 в 2014-м). Отмечу, что значительная часть выявленных вагонов – это принятые от сопредельных железных дорог. Для повышения эффективности коммерческого осмотра (в первую очередь на передаточных станциях) назрела необходимость в техническом оснащении и автоматизации данного процесса. Актуальность этой темы повышается с учетом электрификации участков и станций Белорусской железной дороги, а также с точки зрения обеспечения охраны труда. В настоящее время автоматизированная система коммерческого осмотра поездов, вагонов и контейнеров (АСКО ПВ) функционирует только на станции Орша. В 2016 году в рамках проекта по электрификации направления Молодечно – Гудогай – госграница планируется устройство такой системы и на станции Молодечно.
5510– Повышению качества транспортного обслуживания клиентов способствует грамотная тарифная политика. Что делается в этом направлении?
– В области тарифной политики важнейшим направлением можно определить работу с Минэкономики как по индексации тарифов на грузовые перевозки, так и в целом по их совершенствованию.
Унифицированные тарифы на перевозки грузов не индексировались Минэкономики с момента их установления (01.01.2013). В результате роста затрат значительные объемы низкостоимостных грузов перевозятся по убыточным тарифам (42,9 млн. тонн, или 46% от всех экспортных, импортных, внутриреспубликанских перевозок, убытки Белорусской магистрали – 1,88 трлн. рублей).
В минувшем году по поручению Правительства с учетом позиции Минэкономики Белорусской железной дороге были установлены понижающие коэффициенты к тарифам на перевозки низкостоимостных грузов (строительные, лесные, сельскохозяйственные). В течение 2015-го осуществлялось поэтапное ежеквартальное уменьшение размера предоставленных скидок. По состоянию на 1 января 2016-го скидки к убыточным тарифам полностью отменены. При этом на заседаниях постоянно действующих комиссий по тарифным вопросам Белорусской железной дороги рассматриваются вопросы, связанные с транспортировкой грузов с учетом влияния цен на продукцию, конкурентоспособностью с автотранспортом. С железнодорожными администрациями, в первую очередь с нашими соседями (Россия, Литва, Латвия, Украина и др.), а также портами, стивидорными компаниями, экспедиторскими организациями налажено тесное сотрудничество, направленное на повышение привлекательности Белорусской магистрали на рынке транспортных услуг.
Для улучшения качества транспортного обслуживания клиентов проведена работа по совершенствованию тарифов на работы (услуги), оказываемые Белорусской железной дорогой. Были проанализированы существующие в каждом отделении дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, их количество, уровень.
В первом квартале данный вопрос будет вынесен на рассмотрение руководства дороги, определен наиболее приемлемый вариант совершенствования тарифов. Затем соответствующие предложения будут направлены в Минэкономики. В 2016 году предстоит работа с Минэкономики по корректировке до июня действующих унифицированных тарифов на перевозки грузов, а также тарифов на услуги инфраструктуры – в связи с проведением деноминации белорусской денежной единицы.
– Какие еще изменения нормативно-правовой базы, имевшие место в прошлом году, затронули работу грузового хозяйства магистрали?
– В июле 2015 года вступила в действие новая редакция Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. С учетом новых редакций Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» и Устава железнодорожного транспорта общего пользования приняты постановления Министерства транспорта и коммуникаций, которыми внесены необходимые изменения и дополнения в национальные правила перевозок грузов. Их основная часть уже введена в действие.
– В каком направлении продолжит развиваться комплекс транспортно-логистических услуг, предоставляемых Белорусской магистралью?
– В 2015 году разработаны концептуальные подходы к созданию информационной системы, позволяющей организовать управление грузовой работой на отдельно взятом терминале (и в целом по дороге), а также обеспечить в полном объеме учет технологических операций, выполняемых с грузом на всех этапах оказания транспортно-логистической услуги (в том числе сформировать полноценную контейнерную модель дороги), снизить логистические издержки. Создание на ее основе пилотного проекта и внедрение его на всем полигоне Белорусской железной дороги в итоге даст возможность повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, а также обеспечить предоставление клиентам Белорусской магистрали транспортно-логистических услуг, отвечающих современным требованиям и стандартам качества.
621 Перегрузочный район Калядичи– Какие дополнительные меры будут приниматься по повышению качества обслуживания клиентов в 2016 году?
– Это очень важный момент. Чтобы вывести данную работу на новый уровень, необходимо каждое отделение дороги укрепить высокопрофессиональными специалистами в области маркетинга, логистики. Положительный опыт взаимодействия с клиентурой и применение новых транспортно-логистических решений невозможны без повышения квалификации работников, прежде всего на линейном уровне, для понимания, анализа и выработки предложений по оптимизации транспортных процессов.
С этой целью совместно с БелГУТом, Институтом повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» были разработаны программы повышения квалификации специалистов грузового хозяйства. В сентябре и декабре 2015-го проведены соответствующие курсы среди работников отделений Белорусской магистрали по вопросам маркетинга и транспортной логистики. В качестве преподавателей выступили специалисты-практики в организации перевозок грузов: из «БАМАП» и «БАМЭ», руководители компаний-автоперевозчиков, юристы в области транспортного права и другие. Данная работа получила положительные отзывы слушателей, поступили предложения по дальнейшему обучению.
Укрепление на наших предприятиях маркетингового блока позволит организовать работу с каждым клиентом по удовлетворению предъявляемых требований и приоритетов по доставке продукции с учетом его индивидуальных особенностей.
Отдельным важным блоком является привлечение новых предприятий. Работу с ними необходимо проводить уже сегодня – на стадии строительства, модернизации. Вырабатывать приемлемые комплексные решения.
Для реализации в 2016 году поставленных задач в сложных экономических условиях от всего персонала грузового хозяйства требуется каждодневная кропотливая работа и творческий подход.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика