Ее судьба – железная дорога

Накануне 8 марта свой девяностый день рождения отпраздновала железнодорожница с 40-летним стажем, ветеран Великой Отечественной войны Мария Егоровна Гойгель. С юбилеем ее поздравили не только родственники, но и коллеги-железнодорожники.

Одна 11 (1)В гости к ней с подарками приехали заместитель председателя райпрофсожа Витебского отделения Надежда Маслова, председатель совета ветеранов аппарата управления и линейных станций Владимир Ананьев и начальник станции Крулевщизна Александр Януш. Именно на этой станции Мария Егоровна отработала 37 лет. А рядом, в небольшом деревенском доме в деревне Липовки, и сейчас живет вместе с сыном. В неторопливой беседе женщина рассказывает о себе и людях, с которыми вместе работала, перебирает пожелтевшие от времени и такие важные для нее документы: удостоверения к юбилейным наградам и другие. Являясь членом профсоюза с 1943 года, она до сих пор хранит свой профсоюзный билет, который в 1949-м был выдан ей на станции Крулевщизна.
Глядя на нее, удивляешься активности и ясной памяти, которая хранит все моменты жизни. А испытаний на долю Марии Егоровны выпало немало. Родилась в Орловской области России в небольшой деревеньке Маленькая Куликовка. Отец девочки был железнодорожником – мастером дистанции пути. Там же трудился и дядя.
– После смерти отца мама осталась одна с тремя детьми, – рассказывает ветеран. – И как только исполнилось восемнадцать, меня приняли на работу списчицей вагонов на станции Орел-2 на направлении Брянск – Курск. Уже после освобождения Беларуси меня командировали на станцию Молодечно, но долго поработать там я не смогла. Попросила о переводе, и через несколько месяцев попала на Крулевщизну.
Работа у женщины, как, впрочем, у многих в то время, была тяжелой: без выходных, спала здесь же, на станции, в перерывах между прохождением составов. Тогда по нормативу 50-вагонный состав нужно было переписать повагонно всего за семь минут. Летом было проще, а вот зимой девушке приходилось еще и протирать номера вагонов от снега и наледи, чтобы их увидеть. А в качестве бумаги для учета использовала упаковку от мешков с солью, писали карандашом.
Пожилая женщина со страхом вспоминает и налеты немецких самолетов. Один из них она не забудет никогда.
– Когда нас предупредили о налете врага, мы как раз готовились встретить поезд с полоцкого направления, – продолжает Мария Егоровна. – Начальник станции Крулевщизна приказал мне идти навстречу составу, чтобы предупредить машиниста о необходимости остановиться на подъезде к станции. Взяв в руки керосиновый фонарь, коробок спичек и стрелку для сопровождения, я помчалась навстречу прибывающему поезду. Все восемь километров, пока бежала, проваливаясь в снегу по пояс, думала лишь о том, чтобы не погас фонарь: если это случится, не смогу подать сигнал машинисту. И все-таки я это сделала: поезд под бомбежку не попал.
Здесь же, в Крулевщизне, уже после окончания войны, женщина встретила своего будущего мужа (в то время он был дежурным по станции). В 1946 году молодые люди поженились. Построили дом и вырастили троих детей, которые подарили родителям троих внуков и столько же правнуков. Правда, они живут в других городах, но маму и бабушку не забывают.
В первичной профсоюзной организации всегда с большим уважением относятся к своим ветеранам. Поэтому праздник Марии Егоровны не остался незамеченным. Ведь одна из главных задач организации – оказание всесторонней помощи пожилым людям. Райпрофсож радует их не только подарками, но и человеческим вниманием, чтобы они знали: на железной дороге не забывают своих тружеников.

Ольга ФЕДОРОВИЧ

Яндекс.Метрика