Всегда верить в лучшее

В истории локомотивного депо Кричев Кларисса Глушакова (в девичестве Минаева) – единственная женщина-машинист паровоза.

IMG_0776В тяжелые послевоенные годы на протяжении пяти лет она трудилась на маневровых работах на станции. И всегда стальной гигант был послушен уверенным движениям ее рук…

Свой трудовой путь на магистрали Кларисса Александровна начала еще раньше. Дочь слесаря-ремонтника локомотивного депо, последним эшелоном вместе с родными она эвакуировалась из охваченного огнем Кричева.
– Семья наша была большая, – говорит железнодорожница. – У отца с матерью нас семеро. Немцы наступали. Все понимали, что нужно бежать. Но в суматохе даже собраться в дорогу толком не успели. Настолько быстро разворачивались тогда события…
Через какое-то время эшелоны из Кричева прибыли в Узбекистан на Ташкентскую железную дорогу. Паровозы поставили в депо на станции Андижан. Здесь же неподалеку семье Минаевых выделили небольшой домик-времянку. Жили в тесноте, холоде и голоде. Отец устроился слесарем в депо.
– На одного работающего тогда выделяли 400 граммов хлеба в день, – вспоминает моя собеседница. – Дети и нетрудоустроенные получали в два раза меньше. Отцу было тяжело содержать большую семью. Тогда я тоже пошла в депо в надежде получить хоть какую-то работу.
В то время в Андижане как раз организовали курсы помощников машиниста тепловоза. В условиях дефицита рабочей силы брали на них даже девушек. Правда, в группе семнадцатилетняя Кларисса оказалась единственной представительницей слабого пола. Но фору в нелегкой науке вскоре могла дать любому юноше.
IMG_0758По окончании курсов девушка работала кочегаром, помощником машиниста. На паровозах серии Щ (в народе именуемых «щуками») труженики депо доставляли уголь из Андижана и Таш-Кумыра в Ташкент, а оттуда ценный груз следовал далее к линии фронта.
– Работа казалась невыносимой, – едва сдерживая слезы продолжает Кларисса Александровна. – Приходилось часами махать огромной лопатой, подбрасывая уголь с тендера в котел. Многие уходили уже после первой поездки. А я держалась. Сама не понимаю, как у меня хватало сил и терпения. Просто понимала, что так нужно, ведь тогда я отвечала не только за себя, но и за своих младших братьев и сестер. Вскоре умер отец…
С нетерпением ждала Кларисса окончания войны. Говорит, что даже гулять с ровесниками отказывалась. Отвечала, мол, погуляет еще в мирное время. А когда освободили Кричев, поспешила вместе с семьей на Родину. Правда, застали здесь не многое – город сильно разрушили. Поселились в землянке неподалеку от прежнего места жительства, позже построили новый дом. Одним из немногих уцелевших в городе зданий был Дом паровозных бригад, где на первых порах разместилась деповская контора. Туда и направилась девушка вскоре по приезду.
Узнав о послужном списке железнодорожницы в эвакуации, в депо удивились и предложили ей пройти переподготовку на машиниста. Учиться Кларисса поехала в город Щорс (Украина). Теоретический экзамен сдала на «отлично». Практику проходила в депо на уже знакомой ей «щуке». В 1946-м самостоятельно стала за крыло паровоза. Трудилась на «овечке» (паровозе серии ОВ).
– Многие мужчины-машинисты в шутку называли меня «молнией» – настолько виртуозно справлялась я со своими обязанностями. Как бы ни было сложно, а работать на технике мне нравилось. И когда вышел указ МПС о запрете женщинам управлять поездами, со своей «овечкой» прощалась неохотно.
В депо для Клариссы Александровны к тому времени подготовили другую должность, связанную с документами. Но она не искала легкого хлеба и выбрала профессию слесаря в инструментальном цехе, где трудилась до выхода на заслуженный отдых в 1976-м.
На стальной магистрали женщина встретила и вторую половинку. С Николаем Глушаковым, который работал на станции составителем поездов, они прожили 38 лет, вырастили сына.
Недавно Кларисса Александровна отметила 90-летний юбилей. Поздравить с этим событием ее пришли многочисленные знакомые и представители руководства депо, совета ветеранов, первичной профсоюзной организации.
Несмотря на почтенный возраст, железнодорожница чувствует себя достаточно бодрой. И признается, что тяжелый труд и пережитое в молодости научили ее быть терпеливой, не жаловаться на жизнь по мелочам и всегда верить в лучшее.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика