Пар – в нужное русло
В локомотивном депо Кричев, благодаря стараниям и энтузиазму местных рационализаторов, появилась установка для автоматической обработки паром элементов теплообменников тепловозов серий 2Т10Л и М62.
Ее использование позволит улучшить санитарно-бытовые условия в цехе предприятия, снизить трудозатраты и повысить качество ремонта этих узлов.
Локомотивное депо Кричев – единственное в своем роде отечественное предприятие, где теплообменники тепловозов серий 2Т10Л и М62 обретают вторую жизнь. Для ремонта они поступают сюда с других депо Белорусской.
В процессе эксплуатации внутри теплообменника образуются масляные отложения, что затрудняет их разборку и выявление неисправностей.
– Ранее, прежде чем приступить к ремонту узла, его необходимо было пропаривать вручную: пар, поступающий от парогенератора под высоким давлением, с помощью гибкого рукава направлялся на различные элементы теплообменника, – поясняет мастер по ремонту, а также автор рацпредложения Андрей Ханевский. – Брызги от смыва масла при этом разлетались на значительное расстояние, что создавало массу неудобств для других работников депо. К тому же эта процедура была очень шумной.
Теперь процесс пропарки стал закрытым. От того же парогенератора по армированному нейлоновой ниткой рукаву пар поступает в специальную установку. Она представляет собой прямоугольный горизонтальный короб, оборудованный крышкой и роликовыми подшипниками для удобного вращения погруженного в него теплообменника. Через отверстия в рассевающей трубке паром обрабатывается одна из сторон теплообменника. При этом пар, входящий под давлением около шести атмосфер, способен проникать глубоко внутрь связки охлаждающих трубок, удаляя с них всю грязь. Работникам депо нужно лишь периодически вращать теплообменник, подставляя под струи пара еще не очищенные элементы. Весь процесс занимает в среднем от 8 до 12 часов. Масляные смывы при этом стекают в специальные «ловушки» для нефтепродуктов, а излишки пара выходят в вентиляцию.
Пропаренные, очищенные от масла и грязи теплообменники удобнее ремонтировать. Специалисты с легкостью определяют неисправные охлаждающие трубки, другие детали и заменяют их на новые. Из листовой стали изготавливается защитный корпус, после чего все элементы узла собираются воедино. Отремонтированный, он возвращается заказчику и вскоре устанавливается на локомотив.
В планах на текущий год у кричевлян – обновить не менее четырнадцати теплообменников. Причем цена выполняемых ими ремонтных работ значительно уступает стоимости нового узла.
Андрей ИВУТЬ