Педагогика стала призванием

В марте нынешнего года почетному железнодорожнику, заслуженному работнику образования Республики Беларусь, академику Международной академии технического образования, профессору Геннадию Серкутьеву исполнилось бы 79 лет.

СеркутьевДо дня рождения Геннадий Васильевич не дожил около месяца. Много лет он посвятил преподавательской деятельности. Более 20 – возглавлял столичное СПТУ № 103, которое в 2001 году стало государственным профессионально­-техническим колледжем железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича.

Педагогика была призванием Геннадия Серкутьева. Правда, после окончания школы выбрал себе железнодорожную профессию, как у отца. В оршанском отраслевом техникуме осваивал специальность движенца. Параллельно занимался спортом – волейболом и футболом. Еще со школьных лет серьезно увлекся баскетболом. А на старших курсах даже тренировал команду по этому виду спорта, которая стала чемпионом Орши среди учебных заведений. Эту работу продолжал и тогда, когда уже пришел на станцию Орша-Центральная. Только теперь его подопечными стали баскетболисты команды «Локомотив» Оршанского узла. Это обстоятельство послужило причиной отсрочки от призыва в армию на год. Служил в одной из частей Ленинградского военного округа. Там рядовой Серкутьев тоже упорно занимался спортом, был освобожденным секретарем комсомольской организации части. Тогда же поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер-­электрик по автоматике и телемеханике». Обучаясь в вузе, молодой человек успевал работать в спортивном клубе института, а летом еще был воспитателем и преподавателем физкультуры в пионерском лагере. Именно эта школа общения с детьми и стала началом его долгой педагогической деятельности.
После окончания института Геннадий Васильевич недолго работал в Управлении Приволжской железной дороги в Саратове. Затем перевелся в Волгоград, где был мастером производственного обучения и преподавателем электротехники и специальных предметов в ГПТУ № 18. Там вновь проявился его педагогический талант. Позже Геннадий Серкутьев поступил в аспирантуру НИИ общей педагогики Академии педагогических наук СССР, защитил кандидатскую диссертацию и стал заместителем директора ГПТУ № 32 г. Волгограда. А потом в его жизни была длительная командировка на Кубу, куда его отправили в качестве советника ректора Гаванского педагогического института профессионального образования. Вернувшись, работал старшим преподавателем Витебского пединститута. Затем вновь была загранкомандировка в Алжир. А после – заведовал отделом дидактических проблем Белорусского филиала Всесоюзного НИИ профтехобразования. Здесь он теоретически обосновал применение придуманной им системы блочного построения учебного процесса, суть которой заключалась в том, что в течение дня учащиеся занимаются по двум предметам четыре академических часа. Претворить ее на практике Геннадий Серкутьев смог в минском СПТУ № 103 железнодорожного транспорта, который возглавил в 1985 году. Это стало новым этапом в жизни как самого руководителя, так и возглавляемого им учебного заведения. Применение данного метода позволило училищу уже через три года перейти на пятидневную учебную неделю. Причем первым из аналогичных учебных заведений в Советском Союзе. Тогда же оно было названо лучшим железнодорожным СПТУ страны, а разработанная Серкутьевым система обучения отмечена серебряной медалью ВДНХ СССР за достижения в области образования.
Выпускники разных лет, сделавшие в бытность Серкутьева первые шаги в освоении отраслевых профессий, хорошо помнят новый метод обучения.
– Для нас, вчерашних школьников, это действительно было что-то совершенно новое, – вспоминает заместитель начальника столичного моторвагонного депо Андрей Ожигин, выпускник 2001 года. – Каждой дисциплине в день отводилось по четыре часа (что и представляло так называемый блок). Преподаватели, мастера производственного обучения разъясняли нам ту или иную тему, что называется «на пальцах». Поэтому большинство осваивало материал очень легко, словно играючи, еще в стенах учебного заведения. Взрослые выступали не в роли эдаких строгих контролеров, а наоборот, – всячески поддерживали нас, были на равных.
– Темы уроков нам растолковывали так, что, казалось, даже самый сложный для восприятия материал сразу становился доступным. А дома его, порой, не надо было закреплять. Но на повторение в начале дня давался час, – рассказывает выпускник 2000 года, заместитель начальника Минского вагонного депо Иван Коробков. – Здесь нас научили самодисциплине, трудолюбию, умению ценить время. А еще в училище царила потрясающая творческая атмосфера, буквально все посещали кружки по интересам, спортивные секции (по рукопашному бою, тяжелой атлетике, мини-футболу, баскетболу, волейболу), а самые веселые и озорные были участниками клуба веселых и находчивых. Наша команда называлась «Генадичи» – в честь Геннадия Васильевича. Не ошибусь, если скажу, что эти несколько лет были одними из самых ярких и запоминающихся в жизни многих выпускников учебного заведения.
В бытность Серкутьева на базе училища действовала школа передового опыта по внедрению современных образовательных технологий, в работе которой принимали участие педагоги и руководители профессионально­-технических учебных заведений со всего Советского Союза. Оно также тесно взаимодействовало с Управлением Белорусской магистрали и ее Минским отделением.
С преобразованием в 1991 году в высшее профессиональное училище железнодорожного транспорта в учебном заведении было создано отделение среднего специального образования. Позже на его базе действовал железнодорожный факультет Института современных знаний. Там готовили экономистов-­менеджеров не только из числа лучших выпускников этого учебного заведения, но и брестского, гомельского и оршанского отраслевых техникумов. В 1994 году, после защиты диссертации, Геннадию Серкутьеву было присвоено звание доктора педагогических наук. В 2001-м училище получило статус профтехколледжа, которому по инициативе директора в 2004 году присвоено имя Евгения Юшкевича, руководившего Белорусской железной дорогой более 10 лет. Произошло это за два года до ухода Геннадия Васильевича на заслуженный отдых. Но и на пенсии он старался быть в курсе событий не только родного колледжа, но и всей магистрали.

Яндекс.Метрика