Сохранить социальную стабильность
Одним из ключевых инструментов управления мотивацией работников, формирования позитивного климата на предприятиях являются нормы, закрепленные в Соглашении Белорусской железной дороги по социально-трудовым отношениям.
Этот документ без преувеличения можно назвать гарантом стабильности на магистрали. Итоги его выполнения в 2015-м рассмотрели на конференции трудового коллектива. Результатом стало принятие нового Соглашения Белорусской железной дороги по социально-трудовым отношениям на 2016 – 2018 годы.
Прошедший год был непростым, но несмотря на влияние негативных внешних факторов, дорога обеспечила выполнение всех заявок на перевозку грузов в объеме более 1,4 млн. вагонов. Вклад железнодорожников в ВВП страны составил порядка 2,2%. Об этом делегатам рассказал руководитель Белорусской магистрали Владимир Морозов. Он также отметил, что результатом проведенной работы стало сохранение социальной стабильности в трудовых коллективах.
Начальник дороги подробно остановился на выполнении основных обязательств Соглашения. Говоря о заработной плате, он напомнил, что с ноября 2015 года повышен размер тарифной ставки первого разряда работникам организаций, входящих в баланс основной деятельности магистрали. А с января 2016-го начала действовать новая тарифная сетка. Среднемесячная зарплата железнодорожников за прошлый год составила 7 млн. 756 тыс. 100 рублей (или 106,3% к уровню 2014-го).
Темпы роста производительности труда опередили темпы роста заработной платы. На индексацию денежных доходов в прошлом году было затрачено 382,8 млрд. рублей. Ежегодно совершенствуются положения о премировании. С участием профсоюзов пересмотрены нормы труда.
В условиях снижения объемов грузовых и пассажирских перевозок, а также дефицита оборотных средств принимались меры по своевременной выплате заработной платы. Но все же и нарушения сроков, установленных коллективными договорами организаций, имели место.
Особое внимание на дороге, являющейся зоной повышенной опасности, уделяется вопросам охраны труда. В 2015-м от несчастных случаев на производстве пострадало 24 работника против 26 в 2014-м, в том числе с тяжелым исходом – 12 человек (16), со смертельным – 2 (5). Рост отмечен в хозяйствах электрификации и электроснабжения, пассажирском, пути и гражданских сооружений. «Подобные факты говорят о недоработках в данной области. В текущем году спрос с руководителей всех уровней в части безусловного соблюдения требований нормативных документов по охране труда будет ужесточен», – предупредил Владимир Морозов. Представителей профсоюзных организаций он попросил оказывать посильную помощь в выявлении на предприятиях подобных нарушений.
Не менее важный вопрос – состояние здоровья железнодорожников. Для прохождения обязательного медицинского освидетельствования на профпригодность (в свободное от основной работы время) было затрачено 1,3 млрд. рублей. Руководитель магистрали положительно оценил работу кабинетов функциональной диагностики, действующих на базе железнодорожных санаториев. И подчеркнул, что данное направление нужно развивать. В соответствии с условиями Соглашения на оздоровление, а также при уходе в трудовые отпуска в 2015-м израсходовано почти 172 млрд. рублей.
– Сегодня дороге приходится действовать в условиях нестабильных объемов работы, обусловленных рядом внешних факторов. Но, несмотря на это, свой главный ресурс – трудовой – магистрали необходимо сохранить, – заявил Владимир Морозов. – Грамотная стратегия в области управления персоналом на всех уровнях, обеспечение социальной стабильности в трудовых коллективах позволят дороге выполнить доведенные показатели на 2016-й. Обучению своих работников, повышению их профессионального уровня, поддержке молодых специалистов также уделяется большое внимание.
Не остаются в стороне и вопросы досуга. При поддержке профсоюза на дороге регулярно организуются спортивно-массовые (в 2015-м их было 350) и культурные мероприятия (3,5 тыс.). Команды Белорусской магистрали успешно выступили на соревнованиях всех уровней.
Не забыты ветераны. На реализацию мероприятий Комплексной программы «Забота» по социальной поддержке неработающих пенсионеров было направлено почти 70 млрд. рублей. В том числе к государственным праздникам и юбилейным датам оказана материальная помощь в сумме 29,3 млрд. рублей.
Всего же реализация целей, предусмотренных Соглашением, в 2015 году обошлась в более чем 1,1 трлн. рублей. В завершение выступления начальник дороги подчеркнул, что в прошлом году и в целом за период действия данного документа было обеспечено социальное партнерство нанимателя (в лице руководства магистрали) и трудового коллектива (в лице отраслевого профсоюза).
А слаженная работа всех железнодорожников по достижению доведенных показателей, получение плановых доходов и реализация мер по снижению затрат позволят в полном объеме реализовать обязательства по социальной поддержке работников и ветеранов магистрали, закрепленные в Соглашении на 2016 – 2018 годы.
…Несмотря на экономические сложности, в течение 2013 – 2015 годов удалось сохранить реально работающий механизм защиты трудовых прав и интересов работников Белорусской магистрали – Соглашение по социально-трудовым отношениям, а также коллективные договоры. Об этом на конференции говорил председатель Белорусского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Владимир Ринг.
Он отметил, что одним из важнейших приоритетов для профсоюза является повышение жизненного уровня каждого работника. В прошлом году недостаток свободных денежных средств вынуждал многие организации брать кредиты на выплату зарплаты. Руководство дороги принимало меры по повышению оплаты труда. В 2016 году необходимо продолжить работу по поддержанию ее на достойном уровне. Также Владимир Иосифович обратил внимание участников конференции на то, что в коллективных договорах и контрактах работников следует указывать конкретные сроки выплаты заработной платы, тем самым обеспечивая выполнение законодательства о труде.
Большое значение уделяется повышению образовательного уровня профсоюзных активистов. В прошлом году обучение прошли почти 10 тыс. человек. Защита интересов молодых работников – также в приоритете. Соответствующие разделы Соглашения дают молодежи возможность быстрее адаптироваться на новом месте, почувствовать себя неотъемлемой частью многотысячного трудового коллектива Белорусской железной дороги.
На особом контроле – соблюдение требований охраны труда.
В частности, предпринимались меры по выведению людей из зон с опасными и (или) вредными условиями, рабочие места оснащались современными защитными средствами – в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами и т. д. Работникам предоставлялись трудовые, в том числе дополнительные отпуска. Значительно упростилась процедура прохождения обязательного медицинского освидетельствования на профпригодность.
Касаясь темы организации производственного питания, председатель Дорпрофсожа обратил внимание на невыполнение в прошлом году ряда показателей. А именно: удельного веса продукции собственного производства в валовом товарообороте, уровня покрытия издержек доходами и охвата горячим питанием (33% при задании 50%).
В 2016-м нужно продолжить работу в этом направлении, а также повышать эффективность деятельности объектов производственного питания.
Отраслевой профсоюз регулярно осуществляет проверки соблюдения законодательства о труде в организациях дороги. Так, в 2015 году главным правовым инспектором труда Дорпрофсожа был проведен мониторинг 52 предприятий магистрали. Выявлено более 80 нарушений, причем основная их масса устранена в ходе проверок. При этом в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к снижению их количества.
В 2015 году во все профсоюзные комитеты поступило 1617 письменных обращений. С заявлениями об оказании материальной помощи обратилось 20 460 человек (положительное решение вынесено в 20 298 случаях). Общественная юридическая консультация Дорпрофсожа предоставила более 600 консультаций по правовым вопросам.
Члены профсоюза активно участвуют в различных конкурсах, смотрах, посещают театры, представления, концерты, выезжают на экскурсии. В 2015-м Республиканский комитет Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей принимал участие в сборе средств для создания памятника Владимиру Мулявину в Екатеринбурге и модернизации мемориального комплекса «Курган Славы». А также – в проведении целого ряда дорожных творческих соревнований и конкурсов профессионального мастерства, чествованиях трудовых династий и т. д.
Ежегодно президиумом Дорпрофсожа утверждаются именные стипендии трем студентам БелГУТа, 12 учащимся железнодорожных колледжей и лицеев. Профсоюзные организации принимают активное участие в подготовке и проведении каждой летней оздоровительной кампании.
На культурно-массовые мероприятия в минувшем году было потрачено 20 млрд. рублей, спортивные – 8,5 млрд., на оздоровление – 1 млрд., организацию новогодних елок и приобретение подарков – более 8 млрд. рублей.
– Дорпрофсож поддержит условия слаженной работы всего коллектива по получению плановых доходов и снижению затрат для полного обеспечения льгот и социальных гарантий Соглашения на 2016 – 2018 годы, – заявил Владимир Ринг. – Реализация данного документа позволит работникам и ветеранам Белорусской магистрали получить социальную поддержку в полной мере.
Участники конференции признали выполненными условия Соглашения на 2013 – 2015 годы и приняли новый документ по социально-трудовым отношениям на 2016 – 2018 годы. Конференция уполномочила стороны – ГО «Белорусская железная дорога» в лице начальника магистрали Владимира Морозова и Белорусский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей в лице председателя Дорпрофсожа Владимира Ринга – его подписать. После регистрации в Минтруда и соцзащиты Соглашение Белорусской железной дороги по социально-трудовым отношениям на 2016 – 2018 годы будет опубликовано в отраслевой газете.
Инга МИНДАЛЁВА