Открывая новые возможности

Международная конференция «Рынок железнодорожных услуг: логистика, экспедирование, тарифы» прошла в Барановичах. Форум, в котором приняли участие более 60 организаций из Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, России, Польши и Казахстана, был посвящен развитию и совершенствованию транспортных услуг, а также повышению качества обслуживания клиентов. Позиционировать себя как открытого к диалогу партнера, представить в полном объеме свои возможности, в том числе в тарифной и маркетинговой политике, получить предложения от коллег по транспортному рынку – такие задачи ставила перед мероприятием Белорусская железная дорога.

37– Мы возобновляем добрую традицию проведения ежегодных встреч с нашими партнерами и коллегами, позволяющую обсуждать актуальные вопросы взаимодействия, – отметил первый заместитель начальника Белорусской железной дороги Игорь Шилов. Он пояснил, что на рынок транспортных услуг оказывают влияние кризисные явления, происходящие в мировой экономике. Они, в свою очередь, негативно отражаются и на ситуации с грузовыми перевозками. В минувшем году Белорусской железной дорогой перевезено 131,4 млн. тонн грузов, что составило 93% к 2014 году. Объемы транзитных перевозок и вовсе снизились на 15%. Данная тенденция имеет место и в 2016-м.
В этой ситуации главной задачей является обеспечение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внутреннем и внешнем рынках. Отдельно Игорь Шилов остановился на вопросе перевозок в сообщении Восток – Запад – Восток на польском направлении. Наиболее перспективными в плане наращивания объемов транзита через Беларусь являются прежде всего прямые ускоренные контейнерные поезда. Сотрудничество осуществляется как с крупными компаниями (к примеру, АО ПКП «Карго»), так и с альтернативными европейскими лицензированными перевозчиками.
Игорь Шилов подчеркнул, что весомое участие в организации перевозок по Белорусской железной дороге принимают экспедиторские организации. С их участием осуществляется почти 40% от общего объема всей транспортировки. В настоящее время наша магистраль имеет договорные отношения на обеспечение перевозок грузов со 155 компаниями. При этом 84% грузов, перевозимых с участием экспедиторов, организованы 10 крупнейшими.
76– Со своей стороны Белорусская железная дорога ведет активную работу по повышению привлекательности железнодорожного транспорта в целом, а также маршрутов перевозок через Республику Беларусь. Принимаются меры по повышению скорости доставки грузов, совершенствуется механизм взаимодействия с Государственным таможенным комитетом с целью сокращения времени контрольных операций на внешних границах ЕАЭС, внедряются современные информационные технологии «электронной перевозки, – рассказал Игорь Шилов.
Первый заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Александр Евсюк рассказал присутствующим о ситуации на рынке грузовых перевозок, а также о задачах, стоящих перед магистралью в 2016 году, стратегии в тарифной политике и привлечении грузопотоков, совершенствовании работы с экспедиторскими компаниями.
Он проинформировал, что на дороге сегодня работает 366 станций, из которых 225 осуществляют грузовые операции, и 52 грузовых терминала. Имеется 6 крупных предприятий по терминальной обработке грузов и 44 их филиала, которые находятся в областных центрах и крупных городах республики. Грузовой парк насчитывает более 32 тыс. вагонов. Количество работающих составляет около 80 тыс. человек, причем в грузовом хозяйстве задействовано 5300.
На долю железнодорожного транспорта республики приходится 63% грузооборота и 30% экспорта транспортных услуг, доля в ВВП Беларуси составляет 2,2%.
В минувшем году повысился объем экспортных перевозок (107,3%) за счет вывоза нефтепродуктов, лесных грузов, удобрений. Также в 1,7 раза ввиду существенного роста импорта увеличился ввоз нефтепродуктов. Это в некоторой степени компенсировало потери от снижения погрузки строительных материалов, цемента, лома черных металлов, сахарной свеклы, зерна, метизов, сахара и других позиций.

Халина Байчук

Халина Байчук

По итогам работы за минувший год транзит составил 38,35 млн. тонн, на 634 тыс. тонн к уровню 2014 года увеличен транзит черных металлов. Главным образом – за счет привлечения дополнительного грузопотока чугуна со станции Новолипецк Юго-Восточной железной дороги на Клайпедский порт. Также на 22 тыс. тонн вырос объем транзита российских лесных грузов за счет калининградского направления, на 21 тыс. тонн увеличился транзит кокса.
Исходя из реально сложившихся транзитных грузопотоков, для реализации маркетинговой стратегии Белорусской железной дороги по сохранению существующих и привлечению дополнительных объемов выделены пять стратегических направлений. Это латвийское, калининградское, литовское, Восток – Запад – Восток, Север – Юг – Север.

Стасис Гудвалис

Стасис Гудвалис

Латвийское направление обеспечивает самые большие объемы транзита, в первую очередь за счет перевозок в порты Вентспилс и Рига российского каменного угля из Кузбасса, доля которого составляет сегодня почти 80%. Наша магистраль является важнейшим связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами России. В нынешнем году на калининградском направлении Белорусская железная дорога планирует наращивать транзит прежде всего за счет увеличения объемов перевозок российских нефтепродуктов через порты Калининградской области, увеличения объемов перевозок автомобилей со станции Лесное-Новое в другие регионы России, удобрений со станции Азотная для нужд Калининградской области, черных металлов и чугуна со станций Новолипецк и Котел через порты Калининградской области, каменного угля в Польшу через пограничный переход Мамоново – Бранево, продукции ЗАО «Содружество» и рыбной продукции в регионы России. Литовское направление, несмотря на взятый Россией курс на переориентацию российских грузов на собственные порты, продолжает оставаться для Белорусской важным транзитным направлением. Прежде всего этому способствуют усилия Литвы по созданию более привлекательных условий транспортировки транзитных грузов по своей железной дороге и их обработке в Клайпедском порту по сравнению с портами стран-соседей.
В этом году Белорусская магистраль заинтересована продолжить работу по привлечению нефтепродуктов со станций Стенькино, Яничкино и Князевка, удобрений компании «ЕвроХим» в Клайпедский порт. Совместно с литовскими железными дорогами Белорусская планирует и дальше наращивать объемы перевозок регулярными контейнерными поездами: «Сауле» (в сообщении Китай – Литва), «Меркурий»
(в сообщении Клайпеда – Москва и обратно), «Балтийский ветер» (Литва – Казахстан). В сообщении Восток – Запад – Восток из стран Европейского союза в Россию и государства Азиатско-Тихоокеанского региона следует различное оборудование, автотракторная техника, металлоконструкции, химические грузы и потребительские товары.
15В обратном направлении перевозятся уголь, нефтепродукты и сжиженный газ, черные металлы, удобрения и прочие грузы. Причем в направлении Восток – Запад объем перевозимых грузов в семь раз больше, чем в обратном. Белорусская магистраль рассматривает как достаточно перспективное транзитное направление в сообщении Север – Юг – Север (страны Балтийского моря с Украиной, Молдовой и государствами Юго-Восточной Европы, Черного и Средиземного морей). В 2016 году планируется наращивать объемы перевозок нефтепродуктов Мажекяйского НПЗ, украинского щебня, черных металлов, зерна и жмыхов в страны Балтии и их порты, а также увеличивать перевозки контейнерными поездами «Викинг» и «ZUBR».
Как отметил заместитель генерального директора АО «Литовские железные дороги» Стасис Гудвалис, данный форум – это очередной шаг к сохранению имеющихся грузопотоков и привлечению новых. Беларусь и Литва начали активно сотрудничать на рынке железнодорожных услуг с 2006 года. И если в этот период грузооборот между странами составлял около 7 млн. тонн в год, то в 2015-м эта цифра увеличилась до более чем 16 млн. тонн. Ежегодно представители литовских железных дорог посещают своих крупных белорусских клиентов. На сей раз гости побывали на Белорусском металлургическом заводе и ОАО «Гродно Азот».
Халина Байчук – заместитель директора Бюро коммерческой работы АО ПКП «Карго» – отметила, что ее компания, которая является крупнейшим перевозчиком на железнодорожном транспорте в Польше, рассматривает Белорусскую железную дорогу в качестве ближайшего стратегического партнера, который представляет весь спектр транспортно-логистических услуг на самом высоком уровне и является важной цепочкой в перевозке грузов на пути из Европы в Азию.
Участники конференции подчеркнули, что Белорусская магистраль применяет в своей работе все больше клиентоориентированных технологий.
И совместное партнерство должно быть направлено на привлечение грузопотока с других видов транспорта.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика