Тренажер своими руками

Новый тренажер-симулятор узкоколейного тепловоза ТУ7А для начальной подготовки юных машинистов и их помощников появился на столичной Детской железной дороге имени К. С. Заслонова.

DSC_0338Его авторы – в прошлом воспитанники малой Белорусской и активные участники кружка юных моделистов Дмитрий Кучинский и Антон Твердов.

– Устройство мы разрабатываем с 2005 года. Это уже третья версия, – рассказывает Дмитрий. – От предыдущей она отличается большей реалистичностью. Здесь используется приборная панель, которая практически полностью воспроизводит основные приборы и органы управления тепловозом ТУ7А и позволяет виртуально управлять работой дизеля, освещением, системой охлаждения, песочницей, звуковыми сигналами, а также пользоваться радиостанцией. Исключили лишь вспомогательные системы, которые в симуляторе не несут смысловой нагрузки – включение обогревателя, вентилятора обдува рабочего места, подсветку номерных знаков.
По словам разработчиков, изначально планировалось воссоздать полноразмерную кабину локомотива, но она заняла бы много места и потребовала бы немало средств. Поэтому сделали выбор в пользу компактности: тренажер мобильный, да и места занимает не много. Компьютер (монитор, процессор, акустическая система) с высокими характеристиками для малой Белорусской приобретен Минским отделением дороги. Почти все составляющие пульта управления ребята дорабатывали сами. Металлический каркас – станина пульта – в прошлом компьютерный стол, приборы – автомобильные, адаптированные к использованию на тренажере.
Создание приборной панели, по словам молодых людей, оказалось самым легким. Сложнее было с увязкой пульта и программного обеспечения в единую систему.
– С компьютером мы общаемся посредством интерфейса USB. Можно работать и через локальную сеть, – рассказывают Дмитрий и Антон. – Программная часть тренажера действует на базе железнодорожного симулятора Train Simulator 2015, разработанного британской компанией Dovetail Games. В предыдущей версии использовали Microsoft train simulator, который, как оказалось, не дал требуемой степени реализма, да и с пультом работать не может. Основная задача свелась к написанию пользовательских скриптов и созданию программного обеспечения. Оно взяло на себя задачу обмена информацией между разработанным макетом пульта и программным ядром тренажера. В результате вышел добротный продукт, который вполне даст фору аналогичным любительским разработкам. Впрочем, думаю, каждый, кто немного владеет информационными технологиями, способен и желает играть в более интересные компьютерные игры, может собрать подобный любительский тренажер. И, что называется, из собственной комнаты виртуально управлять локомотивом, автомобилем или даже самолетом.
3(1)Конечно, ребята поскромничали, назвав свое детище любительским. Вот и по мнению начальника Детской железной дороги Валерия Савича, тренажер сделан практически профессионально. И потому что у его создателей умнейшие головы и золотые руки, и потому что за плечами у одного – радиотехнический университет, у другого – политехнический. К слову, Дмитрий – инженер ОАО «АГАТ-системы управления» – занимался созданием тренажеров для метрополитенов Минска, Москвы, Харькова, Киева, Баку. Кроме того, молодые люди познакомились с железнодорожной «кухней» еще будучи школьниками, освоив на малой Белорусской азы основных отраслевых профессий. И, безусловно, сами сидели за правым крылом тепловоза ТУ7А, то есть знают тонкости управления тепловозом не понаслышке. Неудивительно, что им удалось приблизить свою разработку к реальной модели, а также заложить возможность возникновения нестандартных ситуаций, а в перспективе и интеграции в имеющуюся диспетчерскую централизацию «Неман» и систему МПЦ стрелок и сигналов. Все это позволит будущим машинистам малой Белорусской, диспетчерам быстро освоить специальность и адаптироваться в реальных условиях на практике.
Испытать же новую версию тренажера-симулятора доверили юному железнодорожнику Олегу Омельчуку. На малой Белорусской он уже больше пяти лет, управление тепловозом ТУ7А освоил три года назад, по итогам прошлого сезона назван лучшим машинистом Детской магистрали. По окончании школы планирует поступать в БелГУТ.
– Такое впечатление, будто сижу за пультом настоящего ТУ7А, – делится Олег. – Та же приборная панель, те же вибрации, что и на тепловозе. Как в реальности. И это здорово. Думаю, тот, кто имел дело с локомотивами, тоже ощутит реалистичность этого тренажера. Единственное, чего ему не хватает для полной идентичности с ТУ7А, – это карты маршрута нашей дороги. Здесь он вымышленный.
Кстати, в ближайших планах Дмитрия Кучинского и Антона Твердова – создание программы подробного маршрута (3,79 км) малой Белорусской. Это максимально приблизит учебный тренажер к реальной системе управления тепловозом ТУ7А, позволит облегчить и сделать еще более интересным процесс обучения профессии машиниста. В планах молодых разработчиков – перевести тренажер на собственное программное обеспечение, поскольку только этот шаг позволит довести в целом успешный проект до его логического итога. Кроме того, они надеются найти единомышленников среди любителей симуляторов и фанатов железных дорог, которые, как и они, ценят в компьютерных играх не столько фактор развлечения, сколько их перспективность в качестве методического материала. Это позволит сделать разработку востребованной у широкой аудитории и раскрыть новые области применения.

Ольга ОРЛОВА

Яндекс.Метрика