Поколений связующая нить

У представителей династии Матуль-Бондарь железная дорога всегда была связующей нитью поколений, а по их семейному альбому можно изучать летопись локомотивного депо Калинковичи.

Борис Матуль

Борис Матуль

Сын железнодорожника

Машинист паровоза Борис Матуль, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени, родился 3 августа 1914 года. Но празднование своего дня рождения всегда переносил на первое воскресенье августа, когда отмечается День железнодорожника. В 50 – 60-х годах прошлого столетия его имя было известно далеко за пределами области, о его трудовых успехах часто писала районная газета. Но сам Борис Архипович к этому относился спокойно: оставался человеком скромным, но общительным и очень добрым.
– В его день рождения в нашем просторном доме всегда было шумно и весело, – вспоминает старшая дочь Елена Булавко. – Собирались родственники, соседи, приходили многочисленные друзья отца.
Вырос Борис Матуль на станции Дрисса (нынче – город Верхнедвинск) Полоцкого района Витебской области. Его отец всю жизнь трудился путейцем, мать занималась воспитанием десятерых детей-погодок. Большая семья жила в многоквартирном бараке, который стоял возле железной дороги. Борис засыпал и просыпался под звуки пронзительного паровозного гудка, который извещал о приближении состава.
– Отец рассказывал, что в детстве часами мог наблюдать за жизнью станции. Особенно очаровывали его паровозы, – вспоминает Елена Борисовна. – Зажмурив глаза, представлял себя на месте машиниста. А ночью ему часто снилось, как он кричит кочегару: «Поддай угля, да побольше. Впереди подъем, набираем скорость!». Признавался, что стать машинистом мечтал лет с пяти-шести. И для осуществления заветного желания сделал все. Зная его целеустремленность, напористость, иначе и быть не могло.
После окончания семилетки и службы в армии двадцатидвухлетний парень поступил в школу машинистов. В Калинковичское паровозное депо он приехал в 1938 году. Сначала оттачивал свое мастерство в качестве помощника машиниста, но уже через пару лет ему доверили управление паровозом.
– До конца своей жизни отец считал профессию машиниста самой лучшей и интересной, – рассказывает Елена Борисовна. – И это – невзирая на колоссальные ответственность и нагрузку.

Борис Матуль с женой Татьяной

Борис Матуль с женой Татьяной

Любовь наперекор войне

С будущей женой Борис Архипович познакомился при необычных обстоятельствах. Пришел лечить зубы в железнодорожную поликлинику и оказался в кресле у молодого врача Татьяны Хрешковой. Спустя несколько месяцев они поженились и прожили вместе более шестидесяти лет. Даже война не смогла их надолго разлучить.
…В июле 1941 года, когда немецкие войска приближались к Калинковичам, Борис Матуль получил задание вести сцепку из пяти паровозов в Туркменистан. Оттуда его направили в Москву, где он попал в одну из 106 паровозных колонн особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. Сначала к линии фронта водил эшелоны с боевой техникой и солдатами, а затем – санитарный поезд. Им Борис Архипович управлял до самой Победы. Волей случая в этом же поезде после выписки из московского военного госпиталя оказалась его жена Татьяна, которую демобилизовали осенью 1941 года.
Они встретились, чтобы больше не расставаться. Вместе пережили все ужасы войны…
В 1945 году Борису Архиповичу вручили медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В том же году семья Матуль вернулась в Калинковичи. Уже втроем. Их первенец – дочь Елена – появилась на свет на станции Лопасня (нынче – город Чехов), что в Подмосковье, 15 июня 1944 года.
После войны Татьяна Алексеевна вернулась в железнодорожную поликлинику, где работала вплоть до выхода на пенсию. Борис Архипович с новыми силами взялся за любимую работу. Он водил грузовые и пассажирские поезда из Калинковичей и обратно в четырех направлениях: Овруч, Житковичи, Жлобин и Гомель. Со своими обязанностями справлялся успешно и неоднократно становился героем печатных публикаций и радиопередач.
– Родственники даже шутили по этому поводу: «Газета сегодня неинтересная, потому что про Матуля не написали», – вспоминает Елена Борисовна. – А однажды слышу, как диктор по радио сообщает: «Машинист Матуль провел грузовой состав из Калинковичей до Жлобина со значительной экономией топлива. И это уже не первый рекорд опытного машиниста…».
Из статей в газете «Сцяг камунізма», рассказывающих о трудовых успехах Бориса Архиповича, в 50 – 60-х годах можно было узнать очень многое. Человек жил работой, болел за нее душой, если что-то не получалось, пробовал снова и снова, потому что понимал: на него равняются, его ставят в пример.
Когда родственники и друзья интересовались секретами профессионализма Бориса Архиповича, он отвечал:
«Я навсегда сроднился с паровозом, стал с ним одним целым. Ты чувствуешь, когда у тебя болит рука или нога, колет сердце? Вот так и я чувствую, когда нужно поддать пара или убавить, когда тормозить, а когда набирать скорость. По звуку двигателя и гудка, по перестуку колес моментально определяю, что неисправно в нашем едином организме».
В 1969 году Матуль вышел на пенсию. На заслуженном отдыхе активному и энергичному Борису Архиповичу дома не сиделось, поэтому он трудился кочегаром в котельной Калинковичской дистанции сигнализации и связи.

Принял эстафету семейной династии

Как любой мужчина, Борис Матуль мечтал о сыне, который пойдет по его стопам и которому он передаст свои опыт, знания, профессиональные секреты. А родились две дочери и профессии выбрали далекие от отрасли.
Но с течением времени стало очевидно, что железная дорога в семье Матуль – это судьба. В 1970 году на танцах в клубе при станции Калинковичи младшая дочь железнодорожника Людмила познакомилась с задорным балагуром Тимофеем Бондарем. Парень только вернулся из армии и работал в локомотивном депо кочегаром, потом стал машинистом. Молодые люди понравились друг другу и вскоре поженились.
– Отец своего зятя принял сразу и очень полюбил, – вспоминает Людмила Борисовна. – Они могли часами сидеть и разговаривать о железной дороге, о паровозах, об общих друзьях-коллегах. Символично и то, что в 1969 году отец ушел из депо на пенсию, а Тимофей тогда же устроился туда на работу.
Для него локомотивное депо Калинковичи, как и для его знаменитого тестя, стало единственным местом работы. Тимофей Тимофеевич часто повторял, что не представляет себя без тепловоза. За долгие годы работы изучил, как сам говорил с улыбкой, каждый камешек и стык пути по маршруту следования.
С детства мечтал стать только машинистом. Поэтому без раздумий пришел тогда еще в паровозное депо.
Когда был помощником машиниста, ездил на паровозе. А в свой первый самостоятельный рейс отправился уже на тепловозе. Начинал в грузовом движении, затем 20 лет был задействован в маневрах на промывочно-пропарочной станции Барбаров, а потом и на станции Калинковичи.

По-другому и не могло быть

Продолжатели династии Александр Бондарь с дочкой Ангелиной

Продолжатели династии Александр Бондарь с дочкой Ангелиной

В 1996 году сбылась еще одна мечта Бориса Матуля: младший сын Людмилы и Тимофея – Александр Бондарь – пошел по стопам деда и отца и тоже стал машинистом. Как и положено, сначала отслужил в армии, потом поступил на курсы помощников машиниста.
– А по-другому и не могло быть, – смеется младший представитель династии. – Я с раннего детства познал дух стальной магистрали. А правило отца – следовать железнодорожной дисциплине – я взял в качестве жизненного принципа. Куда бы отец ни собирался, почти минута в минуту он приходил туда, куда ему надо было. Строго по расписанию…
Нельзя стать машинистом, не освоив слесарную науку в ремонтных цехах, считает Александр Тимофеевич. Этот опыт его не раз сильно выручал! И когда в грузовом движении работал, и сейчас – в маневровом на станции Козенки. Его отец, Тимофей Тимофеевич, всегда подчеркивал, что любая мелочь может привести к беде. Сейчас бригада принимает подготовленный локомотив, а потом сдает его и отправляется на отдых. Раньше приходилось подготавливать паровоз к поездке самостоятельно, часа за три до отправления в рейс. А после его окончания еще несколько часов занимались ремонтом.
– Опыт, мастерство вождения, умение разбираться в устройстве тепловоза, быстро и безошибочно определить поломку, ее исправить – все это приходит с годами, – убежденно говорит он. – Но опыт опытом, а технический прогресс не стоит на месте, поэтому много времени по-прежнему приходится уделять самоподготовке.
Продолжит славную династию Матуль-Бондарь уже представительница женской половины – дочь Александра Ангелина. Девочка пока учится в восьмом классе Калинковичской средней школы № 4 с железнодорожным уклоном, но с уверенностью говорит, что будет поступать в гомельский отраслевой лицей.

Татьяна Зубец,
Лидия СЕРГЕЕВА
Фото из семейного архива

Яндекс.Метрика