Новые возможности
Выявить «узкие места» в работе по охране труда, оценить эффективность применяемых к нарушителям мер воздействия. Этого и многого другого позволит добиться внедряемая на Белорусской железной дороге автоматизированная система «Охрана труда».
С января 2016 года ее взяли на вооружение большинство предприятий и организаций магистрали.
Об этом шла речь на рабочем совещании, организованном службой охраны труда и промышленной безопасности, в Главном расчетном информационном центре Белорусской. В мероприятии участвовали представители Министерства труда и социальной защиты, а также Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда.
Руководитель профильной службы магистрали Юрий Гимро рассказал, что на железной дороге разработана интегрированная система управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью (web-портал по охране труда), а также две АС – по контролю над соблюдением требований промышленной безопасности и по охране труда. Главной целью данных новаций является повышение эффективности анализа ситуации на предприятиях за счет аккумулирования данных обо всех произошедших несчастных случаях и их совместной обработки. Координацией проекта занимается непосредственно служба, которую возглавляет Юрий Гимро. Эта система стала результатом совместной работы специалистов Брестского, Гомельского и Витебского информационно-вычислительных центров.
Более подробно о возможностях АС «Охрана труда» участникам совещания рассказала ведущий инженер службы Светлана Будько. Она отметила, что личная информация о кадрах (а это более 73 тыс. человек) поступает сюда из Единой корпоративной интегрированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК ИСУФР), внедренной на железной дороге. Автоматизированная система дает возможность профильным специалистам предприятий оптимизировать свое рабочее время и при этом усилить контроль над сроками проведения тематических мероприятий, инструктажей, обеспечением персонала средствами индивидуальной защиты, графиком прохождения медосмотров, проверки знаний и т. д. «Данная новация позволяет не просто вести учет допущенных каждым работником нарушений или случаев травматизма, – пояснила Светлана Викторовна, – но и осуществлять глубокий анализ ситуации, сложившейся на предприятии. Определить первопричины, обусловившие эти негативные проявления, а также эффективные меры по их искоренению».
Также участники совещания обсудили предложение службы охраны труда и промышленной безопасности о внесении изменения в Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 года № 175 «Об утверждении инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда». Суть предложения – разрешить ведение журнала инструктажей по охране труда в электронном виде. При этом на первом этапе предполагается сохранить и бумажную копию документа. В ходе обсуждения участники сделали акцент на важности соблюдения всех правовых аспектов в данном вопросе.
В целом представители Министерства труда и социальной защиты и Департамента госинспекции труда положительно оценили опыт железнодорожников по разработке интегрированной системы управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью. Они также отметили пользу АС «Охрана труда» с точки зрения автоматизации процессов контроля допущенных нарушений и возможностей аналитики.
Инга МИНДАЛЁВА