Постичь науку дружить со звуком
Оператор дефектоскопной тележки Калинковичской дистанции пути Сергей Дорошко может распознать дефект рельса даже по едва уловимым признакам.
Такое под силу лишь настоящему профессионалу, а Сергей Михайлович свое дело знает досконально. По итогам отраслевого конкурса его признали лучшим по профессии.
О высоком уровне мастерства говорит и тот факт, что этот специалист – в числе лучших работников дистанции, а его портрет украшает Доску почета предприятия.
«Жалобы» железнодорожных путей Сергей Дорошко слушает уже почти четверть века. На магистраль, признается, его привела давняя мечта. Да и пример для подражания всегда был перед глазами – отец Михаил Иванович много лет отработал в локомотивном депо. И потому, отслужив в Севастополе в военно-морском флоте, сразу после увольнения в запас Сергей пришел в дистанцию пути.
Вспоминает, что на первых порах осваивать выбранную профессию было непросто. Но благодаря опытному путейцу, оператору-дефектоскописту с большим стажем Виктору Роговику, к которому он был приставлен в помощники, быстро освоил все нюансы проверки состояния рельсов.
– Дефектоскопия – работа не из простых. Здесь важны не столько теория, сколько практика, – объясняет путеец.
После окончания курсов в Барановичском центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации Сергей Дорошко получил пятый разряд и был переведен из помощников в операторы. Сегодня он – опытнейший дефектоскопист, имеет самый высокий – седьмой – разряд и проверяет состояние пути на участках Житковичи – Василевичи, Юшки – Словечно. В среднем за месяц он обследует 100 – 120 километров рельсов. Преодолеть такое расстояние по шпалам и гравию, толкая перед собой дефектоскопную тележку, которая весит около 50 кг, не так-то и просто. Усложняют работу и капризы погоды. Операторы выходят на пути и в дождь, и в зной, в мороз и вьюгу. Особая концентрация внимания требуется осенью и весной, когда наступает оттепель. По статистике, больше всего дефектов проявляется именно в межсезонье. Отсюда у операторов непреложное правило: регулярная проверка, наладка и регулировка тележки и своевременное техобслуживание всех съемных устройств.
– Обнаружить трещину не так-то просто, – рассказывает о тонкостях своей работы железнодорожник. – Оператору нужен не только солидный опыт, но и буквально музыкальный слух, чтобы «разложить» звук на составляющие и не пропустить трещину. Особое внимание всегда уделяю зоне стрелочных переводов: там много посторонних шумов, которые могут замаскировать сигналы, идущие от дефектов.
А к тому, что работать приходится при разных погодных условиях, Сергей Дорошко давно привык. На капризы природы он не обращает внимания. Говорит, что свою задачу – обслужить путь и обеспечить безопасность движения поездов – он и его коллеги выполнят в любом случае. Планка мастерства и ответственности у них высока.
Есть у Сергея Михайловича и занятие для души. От родителей остался дом в живописных Михановичах. Вместе с семьей он часто туда приезжает, занимается огородом, ходит в лес за грибами.
– Это для меня и есть самый лучший отдых, – уверяет путеец. – Общение с близкими людьми придает мне сил. Прежде всего, благодаря поддержке семьи и можно состояться в жизни.
Татьяна КАПИТАН