Март
Пт
29
2024

Постичь науку дружить со звуком

Оператор дефектоскопной тележки Калинковичской дистанции пути Сергей Дорошко может распознать дефект рельса даже по едва уловимым признакам.

дефектоскопистТакое под силу лишь настоящему профессионалу, а Сергей Михайлович свое дело знает досконально. По итогам отраслевого конкурса его признали лучшим по профессии.

О высоком уровне мастерства говорит и тот факт, что этот специалист – в числе лучших работников дистанции, а его портрет украшает Доску почета предприятия.
«Жалобы» железнодорожных путей Сергей Дорошко слушает уже почти четверть века. На магистраль, признается, его привела давняя мечта. Да и пример для подражания всегда был перед глазами – отец Михаил Иванович много лет отработал в локомотивном депо. И потому, отслужив в Севастополе в военно-морском флоте, сразу после увольнения в запас Сергей пришел в дистанцию пути.
Вспоминает, что на первых порах осваивать выбранную профессию было непросто. Но благодаря опытному путейцу, оператору-дефектоскописту с большим стажем Виктору Роговику, к которому он был приставлен в помощники, быстро освоил все нюансы проверки состояния рельсов.
– Дефектоскопия – работа не из простых. Здесь важны не столько теория, сколько практика, – объясняет путеец.
После окончания курсов в Барановичском центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации Сергей Дорошко получил пятый разряд и был переведен из помощников в операторы. Сегодня он – опытнейший дефектоскопист, имеет самый высокий – седьмой – разряд и проверяет состояние пути на участках Житковичи – Василевичи, Юшки – Словечно. В среднем за месяц он обследует 100 – 120 километров рельсов. Преодолеть такое расстояние по шпалам и гравию, толкая перед собой дефектоскопную тележку, которая весит около 50 кг, не так-то и просто. Усложняют работу и капризы погоды. Операторы выходят на пути и в дождь, и в зной, в мороз и вьюгу. Особая концентрация внимания требуется осенью и весной, когда наступает оттепель. По статистике, больше всего дефектов проявляется именно в межсезонье. Отсюда у операторов непреложное правило: регулярная проверка, наладка и регулировка тележки и своевременное техобслуживание всех съемных устройств.
– Обнаружить трещину не так-то просто, – рассказывает о тонкостях своей работы железнодорожник. – Оператору нужен не только солидный опыт, но и буквально музыкальный слух, чтобы «разложить» звук на составляющие и не пропустить трещину. Особое внимание всегда уделяю зоне стрелочных переводов: там много посторонних шумов, которые могут замаскировать сигналы, идущие от дефектов.
А к тому, что работать приходится при разных погодных условиях, Сергей Дорошко давно привык. На капризы природы он не обращает внимания. Говорит, что свою задачу – обслужить путь и обеспечить безопасность движения поездов – он и его коллеги выполнят в любом случае. Планка мастерства и ответственности у них высока.
Есть у Сергея Михайловича и занятие для души. От родителей остался дом в живописных Михановичах. Вместе с семьей он часто туда приезжает, занимается огородом, ходит в лес за грибами.
– Это для меня и есть самый лучший отдых, – уверяет путеец. – Общение с близкими людьми придает мне сил. Прежде всего, благодаря поддержке семьи и можно состояться в жизни.

Татьяна КАПИТАН

Яндекс.Метрика