С задачей справились успешно

На станции Могилев – нештатная ситуация: колесная пара одной из тележек дизель-поезда ДП1 сошла с рельсов. Ликвидировать последствия происшествия и обеспечить беспрепятственный пропуск составов по участку в кратчайшие сроки – такая задача стояла перед работниками восстановительного поезда Могилев во время полигонных учений…

16Участие в них приняли представители службы безопасности движения поездов Управления магистрали, главные ревизоры по безопасности движения поездов отделений, начальники, мастера восстановительных поездов со всей Белорусской.

В режиме постоянной готовности

На путях местного локомотивного депо, поблескивая под лучами весеннего солнца, – полюбившийся многим пассажирам односоставный дизель-поезд ДП1, который условно сошел с рельсов. Эти машины уже не первый год перевозят пассажиров внутри республики, отличаются экономичностью, повышенным уровнем комфорта и безопасности. Кажется, разве может что-то случится в пути с таким надежным гигантом? Но восстановители, следуя известному принципу, предпочитают все же держать порох сухим.
– Ликвидация последствий аварий на железной дороге, как по причине техногенного характера, так и в результате разгула природных стихий, была и остается основной задачей восстановительных подразделений, – отметил главный ревизор дорожный по безопасности движения поездов Владимир Журавский. – Сегодня грузовой и пассажирский парк Белорусской активно обновляется. Его пополняет современный подвижной состав отечественного и зарубежного производства. Он имеет особенности в плане эксплуатации, требует от обслуживающего персонала, а также работников восстановительных поездов специальных знаний и практического опыта, приобретать которые лучше всего в ходе учений с имитацией различных нестандартных ситуаций.

Дружной командой

В считанные минуты на место «происшествия» прибыла аварийно-восстановительная летучка и весь личный состав восстановительного поезда Могилев. Несколько минут на подготовительные работы – и команда начинает подъем 60-тонной машины. Главное «оружие» железнодорожников – гидравлическая установка «Энерпред» российского производства. В свое время могилевские восстановители получили это оборудование одними из первых на Белорусской.
Два домкрата с обеих сторон устанавливаются под кузов дизель-поезда в районе бегунковой тележки. К ним от компрессора подключается по паре быстросъемных шлангов. Слесари депо ослабляют крепления амортизаторов и тяг. Это необходимо, чтобы избежать их повреждения в процессе восстановительных работ.
5После включения установки давление в системе быстро достигает 30 МПа. Дизель-поезд медленно, но равномерно начинает приподниматься над землей. Под сошедшую тележку по центру «загоняется» мостовая балка. На нее укладываются специальные роликовые тележки. Домкраты опускаются, и кузов ДП1 опирается уже на роликовые тележки. Самая сложная и ответственная часть операции позади. Далее с помощью двух цилиндров перемещения кузов сдвигается в нужном направлении до тех пор, пока колеса не оказываются точно над рельсами. После этого – вновь очередь подъемных механизмов. К слову, каждый из них способен удерживать вес до 60 тонн на высоте до 80 см. Причем в зависимости от рельефа местности под домкраты могут подкладываться полушпалки и доски. А это – еще около десятка дополнительных сантиметров.
Как только мостовая балка и роликовые тележки убраны из-под почти парящего в воздухе поезда, домкраты также медленно опускаются и колесная пара занимает свое привычное место на пути. На такую операцию понадобилось чуть больше десяти минут. За процессом пристально следили все участники учений. Некоторые снимали его на видео: подобная фиксация хроники событий пригодится как при оценке действий команды, так и в дальнейшей работе. Ведь этот подвижной состав активно используется на нескольких участках Белорусской железной дороги.
– Очень важно, чтобы начальники и мастера восстановительных поездов смогли на практике изучить особенности подъема таких машин. Важно заранее отрабатывать все действия в условиях нештатных ситуаций. Полигонные учения – это еще и проверка на практике возможностей нового оборудования и приспособлений, которые поступают на вооружение восстановительных подразделений, – поделился мнением старший ревизор дорожный службы безопасности движения поездов Вадим Шляга.

12Под полным контролем

Вторым эпизодом учений стала имитация подъема и установки на рельсы трехвагонного дизель-поезда ДП3. Он в разы тяжелее своего «младшего» брата. Однако и на этот раз могилевские восстановители с поставленной задачей справились успешно, продемонстрировав при этом профессионализм и слаженность действий.
После этого участники мероприятия перешли к обсуждению увиденного. Они проанализировали результаты, рассмотрели иные способы ликвидации последствий сходов поездов серий ДП1 и ДП3 в зависимости от сложившейся ситуации: количества сошедших колесных пар, рельефа местности, возможности применения другого оборудования и специализированной техники. Особое внимание обратили на вопрос сохранности подвижного состава при проведении аварийно-восстановительных работ. Каждый из присутствующих имел возможность высказать мнение и внести предложения.
Такой подход позволил выработать конструктивное решение по дальнейшему совершенствованию технологий подъема и установки на рельсы нового подвижного состава. В одном участники учений были солидарны: подобные мероприятия весьма полезны. Ведь правду говорят: лучше один раз увидеть, чем десять раз об этом прочитать.

Оставаться профессионалами

Также в Могилеве состоялся семинар, на котором специалисты хозяйства подвели итоги деятельности восстановительных поездов в минувшем году и наметили планы на 2016-й. Особое внимание уделили вопросам обеспечения безопасности движения поездов, соблюдения требований охраны труда и повышения квалификации кадров. Заслушали отчеты главных ревизоров отделений дороги, начальников поездов о проделанной на местах работе.
По словам заместителя главного ревизора дорожного по безопасности движения поездов Николая Улащика, в течение 2015 года восстановительные поезда совершили 26 выездов на ликвидацию последствий сходов подвижного состава. При этом было поднято и установлено на рельсы 47 единиц железнодорожного транспорта. Поддержание постоянной готовности восстановительных поездов позволяет не только эффективно решать многие задачи по организации аварийно-восстановительных работ, но и создает мощную техническую базу для оказания услуг сторонним организациям.
23Продолжается плановая работа по переоснащению подвижного состава восстановительных подразделений. Например, в поезде Волковыск произведена замена пассажирского цельнометаллического вагона (ЦМВ) для перевозки крановых бригад. Также этот состав был оснащен вторым пассажирским ЦМВ и подстреловой платформой для железнодорожного крана с телескопической стрелой
КЖ-1572Б. Заменен ЦМВ и в восстановительном поезде Калинковичи, Гомельское подразделение получило новый багажный вагон под такелажное оборудование, хранение инвентарной и защитной одежды. В Жлобинском заменены подстреловая платформа для железнодорожного крана ЕДК-500, платформа для транспортировки бульдозеров. Для железнодорожного крана КЖ-1572Б восстановительного поезда Осиповичи приобретена траверса грузоподъемностью 32 тонны. Она может применяться под контактным проводом для ликвидации схода подвижного состава, монтажа-демонтажа мостовых балок, укладки стрелочных переводов и рельсошпальной решетки.
В 2015-м с участием восстановительных поездов проведено 52 полигонных учения. В их числе – одно совместно с МЧС Беларуси и восстановительным поездом Полоцк, а также два дорожных полигонных учения в Молодечненском и Барановичском железнодорожных узлах.
В ходе нынешних восстановители также познакомились с новыми разработками в сфере гидравлического оборудования для постановки подвижного состава на рельсы, приспособлениями, облегчающими и ускоряющими эти работы.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика