Октябрь
Чт
03
2024

Сберечь память семьи

«Не делай другим того, чего себе не желаешь». Эту установку, усвоенную еще в детстве, Наталья Сергиенко пронесла через всю жизнь. Со временем дополнила ее своими наблюдениями, например: «Живи, отдавая другим». Эти принципы передала своим детям, внукам, правнукам.

IMG_0770Сегодня почетный железнодорожник, ветеран районной профсоюзной организации Гомельского отделения празднует 90-летний юбилей. С именинницей мы встретились накануне знаменательной даты. С теплотой и легкой грустью в голосе вспоминала собеседница годы работы на стальной магистрали. Слушая ее рассказ о семье, об отце-железнодорожнике Иване Лысенко, о профсоюзных буднях, стало понятно: другую профессию она выбрать и не могла.

Корни и крона

…С Натальей Ивановной беседуем в просторной гостиной «родового гнезда», уютного дома на одной из тихих гомельских улиц. На массивном обеденном столе – россыпь фотографий, газетных вырезок: семейная история Михайловых-Лысенко-Сергиенко. Стены – словно импровизированная портретная галерея, своеобразное генеалогическое древо.
Наталья Сергиенко детально знает свою родословную до седьмого колена: составила три генеалогических древа и бережно хранит все документы, фотографии и бумаги, которые имеют большую ценность не только для семьи, но по праву могут занять почетное место, к примеру, в историческом музее.
– Собрать, а главное сберечь память семьи – это очень важно, – уверена Наталья Иванова. – Молодые побеги, стремящиеся ввысь, не могут существовать без корней. Так и люди привязаны к истории предков. Не зная прошлого, мы не построим будущего. Я выросла на семейных легендах и, несмотря на время и обстоятельства, делаю все, чтобы их сохранить и передать своим детям, внукам, правнукам…
История рода Михайловых-Лысенко-Сергиенко начинается в деревне Титенки, которая давно стала частью современного Гомеля. Здесь прадед Натальи Ивановны – крестьянин Ефим Михайлов – в свое время построил добротный дом, обзавелся хозяйством, вырастил четырех сыновей. Младший Максим – дед Натальи Ивановны – служил в Могилевском полку, где его приметили и вскоре назначили наездником царской упряжки, унтер-офицером лейб-гвардии Кирсановского ее Величества полка. Был удостоен звания «Почетный гражданин России».
– После революции дед вернулся в Гомель, – вспоминает собеседница. – Здесь его дочь – моя мама Мария – встретила свою вторую половинку – железнодорожника, профсоюзного лидера и общественного активиста Ивана Лысенко. Сегодня его портрет можно увидеть в Галерее славы и почета музея истории Гомельского отделения. Неоднократно о нем писали и в отраслевом издании.

Работали с энтузиазмом

Войну Наталья Сергиенко вместе с мамой пережила в Гомеле. Это было страшное и голодное время, но вера в победу не позволяла людям падать духом. На десятый день освобождения города ее пригласили в полевой комсомольский штаб, а уже 7 декабря 1943-го приняли в комсомол.
– В тот же день я подала документы в железнодорожный техникум, – вспоминает о своей юности Наталья Ивановна. – Еще дымились пепелища, а педагоги-энтузиасты прибывали в прифронтовой город. Занятия четырех групп – «движенцев» и «связистов» – проходили в комнатах жилого деревянного дома на улице Советской в две смены. В каждой, по опыту сталинградцев, были созданы черкасовские строительные бригады. Мы расчищали Гомель от завалов взорванных и сожженных корпусов. К новому учебному 1944 году была построена пятая аудитория, которая использовалась как зал и как класс для спаренных занятий. Также восстановили два класса во втором полуразрушенном корпусе. Недалеко, в пригороде областного центра, техникуму выделили землю для ведения подсобного хозяйства.
Наталья Ивановна начинала весовщиком на станции, затем там же работала товарным кассиром, оператором, техником. Кроме своих основных обязанностей успешно справлялась с общественной деятельностью: была избрана секретарем комсомольской организации, а в 1949 году – освобожденным секретарем комитета комсомола Гомельского железнодорожного узла. Затем была плодотворная деятельность в Железнодорожном райкоме комсомола Гомеля. 22 года работала на штатной профсоюзной должности. Из них 15 лет – секретарем райпрофсожа Гомельского отделения.
Несмотря на все трудности, которые переживала и страна, и железная дорога в первое десятилетие после войны, жизнь людей кипела. Для поднятия общеобразовательного уровня по инициативе руководителей профсоюзных и комсомольских организаций на базе Гомельского вагоноремонтного завода была создана вечерняя школа, а в локомотивном депо и резерве проводников открылись классы посменной школы рабочей молодежи.
Ветераны помнят вечера во Дворце культуры железнодорожников, которые организовывала и вела Наталья Сергиенко. Она, будучи в то время председателем профкома гомельского резерва проводников, детально изучила биографии проводников. Более 100 человек из коллектива были участниками Великой Отечественной войны.

Магистральный путь к успеху

За какую бы работу ни бралась Наталья Ивановна, все делала с удовольствием, создавая вокруг атмосферу открытости и соучастия, вникала в проблемы каждого, кто к ней обращался, находила ответы на все возникающие вопросы.
– В 1965 – 1985 годах профсоюзные организации играли огромную роль в движении за высокую производительность труда, внедрение передовых технологий, решали социальные и бытовые вопросы, – рассказывает юбиляр. – Только школ передового производственного опыта в ту пору было 235! Создано 11 методических советов из главных специалистов предприятия. Наш опыт был одобрен Министерством путей сообщения, ЦК профсоюза железнодорожников, ВЦСПС, ВДНХ. На базе Гомельского отделения дороги и райпрофсожа проводились союзные, сетевые и республиканские семинары-совещания председателей профсоюзных организаций всех железных дорог СССР.
Большое внимание уделялось спортивно-массовой жизни рабочих: при Дворце культуры железнодорожников и узловых клубах работали секции и кружки, творческие объединения, коллективы художественной самодеятельности, многие из которых получили звания «народных». На предприятиях создавались уголки и комнаты-музеи боевой и трудовой славы.
– К слову, мы, гомельчане, были первыми на сети железных дорог СССР, кто построил в черте города санаторий-профилакторий для железнодорожников. Без отрыва от производства они могли пройти здесь курс лечения и оздоровиться, – отмечает Наталья Ивановна. – Решались и другие социальные проблемы: были сданы в эксплуатацию семь типовых детских дошкольных учреждений, силами предприятий Калинковичского узла на берегу озера Литвин построены корпуса пионерского лагеря «Лесная сказка» на 120 мест. Задумок было много, каждую старались реализовать.
…За разговором время пролетело незаметно. И стало понятно, почему эта женщина и сегодня пользуется большим авторитетом и уважением, а знакомые говорят о ней только добрые слова, называя человеком чести.
Несмотря на почтенный возраст, Наталья Ивановна до сих пор остается активным участником профсоюзных и ветеранских мероприятий, но больше всего любит, как она сама признается, принимать гостей. Вот и сегодня поздравить именинницу соберется не только вся семья (а это ни много ни мало 18 человек), но и многочисленные друзья и коллеги.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика