Апрель
Чт
15
2021

Сто благодарностей для юбиляра

Кавалер ордена «Знак Почета», почетный железнодорожник, ветеран труда Яков Муха свыше четырех десятков лет отработал на магистрали. Большую часть времени – в Барановичской дистанции сигнализации и связи, где два десятилетия перед выходом на пенсию трудился главным инженером.

муха2В эти дни его дом полон гостей – Яков Федорович празднует 80-летний юбилей! Поздравить его пришли не только родные и друзья, но и руководство дистанции, бывшие коллеги.

В трудовой книжке ветерана – ровно сто благодарностей за доблестный труд, а бывшие коллеги называют его человеком энциклопедических знаний и до сих пор прислушиваются к авторитетному мнению настоящего профессионала. Главный принцип, которым он руководствовался в работе и в жизни, – все, за что берешься, нужно делать наилучшим образом. Наверно поэтому ему многого удалось достичь. Хотя сам Яков Федорович из-за природной скромности не любит говорить о себе и куда охотнее делится воспоминаниями о своих трудовых буднях.

От теории – к практике

Родился Яков Федорович 7 апреля 1936 года в деревне Глубокое Жабинковского района. Там же окончил четыре класса, затем в соседней деревне учился в семилетней школе. На детство пришлась и Великая Отечественная. В его родную деревню немецкие солдаты пришли в первые дни войны.
В 1952 году Яков Муха поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта. Идея связать свою жизнь с магистралью пришла после общения с дядей, который трудился комендантом в аналогичном учебном заведении Омска. После окончания техникума молодого специалиста распределили на госкомбинат «Свердловскуголь». В обязанности электромеханика, а затем и старшего электромеханика Якова Мухи входило обслуживание устройств железнодорожной автоматики и связи на подъездных путях предприятия.
– Там я получил хороший практический опыт, – вспоминает Яков Федорович. – Разработка месторождения расширялась, одни отвалы закрывали, открывались другие. Приходилось создавать новые схемы по развитию устройств автоматики.

Приехал на время, остался навсегда

– В 1959 году вернулся на Родину, – продолжает юбиляр. – Планировал работать в Бресте или Жабинке, но не вышло. Мне предложили место электромеханика в Барановичской дистанции сигнализации и связи. Думал, временно, а получилось – навсегда.
Начал работать на посту электрической централизации на станции Барановичи-Центральные.
– Это был участок с трофейной электрической централизацией, – рассказывает Яков Муха. – Она была довольно примитивная, но построена потому, что четная горловина станции расположена рядом с локомотивным депо, куда регулярно заходили паровозы.
В скором времени завершили строительство отечественной электрической централизации, спроектированной по унифицированной схеме. На то время она была самой современной. В процессе проверки и наладки новых устройств под руководством главного инженера службы сигнализации и связи, Героя Социалистического Труда Владимира Окоркова молодой специалист вникал во все тонкости и набирался опыта. В 1960 году устройства были введены в эксплуатацию. И проработали до 1978-го, когда были заменены новой электрической централизацией.
В 1975-м Якова Федоровича назначили старшим инженером в технический отдел аппарата дистанции сигнализации и связи, а затем – начальником участка Барановичи – Негорелое. Но его по-прежнему привлекали к работам на разных направлениях дистанции. К этому времени он уже окончил заочное отделение БИИЖТа.

Проект и весомый эффект

В 1982 году началась электрификация участка Столбцы – Барановичи. Устройства электрической централизации были смонтированы на станциях, а на перегонах построена кодовая автоблокировка. Проверка и наладка всех устройств проходила под непосредственным руководством главного инженера службы сигнализации и связи Геннадия Новика и Якова Мухи – в сентябре 1982 года он был назначен главным инженером Барановичской дистанции сигнализации и связи. За высокие достижения в работе по электрификации данного участка он был удостоен ордена «Знак Почета».
Еще одну весомую награду – знак «Почетный железнодорожник» – Яков Федорович получил за реализацию проекта по строительству второго пути на участке Лунинец – Барановичи.
– В то время калийные удобрения перевозили в полувагонах, не приспособленных для этого, – вспоминает ветеран. – Они ссыпались, разносились ветром, из-за чего выходили из строя устройства контактной сети. Поэтому те поезда, которые направлялись в Брест, пошли через Барановичи-Полесские на Лунинец, в обход электрифицированного участка. Вскоре и на участке от Барановичей до Лунинца из-за большой засоленности устройства автоблокировки стали работать крайне неустойчиво, происходили значительные утечки тока, поэтому встал вопрос о замене автоблокировки. Было решено оборудовать этот участок рельсовыми цепями тональной частоты. Из-за интенсивного движения необходимо было строить второй путь. Эта работа началась в 1986 году.
Для коллектива предприя-тия это означало переустройство всего оборудования на станциях и перегонах под второй путь. Была введена автоблокировка с тональными рельсовыми цепями. С ней в дистанции столкнулись впервые, было непросто адаптировать данную аппаратуру для работы в зимних условиях.
Среди прочих крупных проектов, которыми руководил Яков Федорович – строитель-ство и ввод в эксплуатацию новой электрической централизации на станции Лунинец. Затем была введена электрическая централизация на Барановичах-Полесских.

Семейные традиции

Во время работы в дистанции Яков Муха встретил свою будущую жену.
– С Ольгой Федоровной вместе учились в техникуме: она на первом курсе, а я – на четвертом. Но тогда друг друга еще не знали – видимо, было рано, – улыбается собеседник. – По распределению я уехал в Свердловскую область, а Ольга – в Калининград. Снова судьба свела нас в Барановичах. После окончания распределения она вернулась в Беларусь и работала в нашей дистанции на монтаже устройств полуавтоматической блокировки. Поженились в 1963-м, с тех пор – всегда вместе.
В 1982 году Ольга Федоровна ушла из дистанции и преподавала в Барановичской дортех-школе (ныне Дорожном центре подготовки, переподготовки и повышения квалификации). Они воспитали двух дочерей, старшая из них – Марина – пошла по маминым стопам: она преподает в том же центре.
– Я благодарен Ольге Федоровне за полное понимание специфики моей работы. Ведь меня могли вызвать на станцию или перегон для восстановления поврежденного устройства в любое время суток. Дома у меня всегда была собрана сумка с необходимыми инструментами и личными вещами, мне оставалось только одеться. В такие моменты я всегда был спокоен: дома все будет в полном порядке.
Несмотря на то, что с 2002 года Яков Федорович на заслуженном отдыхе, он полон энергии, которой щедро делится с детьми и внуками. Говорит, самому сложно поверить, что уже 80 лет.
– Мне довелось работать с замечательными людьми – Иваном Климовичем Вышинским, Николаем Дмитриевичем Борушко, Алексеем Ивановичем Русаком, Олегом Владимировичем Костарским. Приятно наблюдать и за нынешней работой дистанции, которая по-прежнему решает задачи сложные и ответственные. Рад, что с ними коллектив успешно справляется.

Елена КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика