Сохраняя лучшие традиции
Четыре поколения семьи Харитончик-Шебашевых-Сухоцких объединила магистраль. А общий трудовой стаж представителей этой династии на железной дороге составляет более трех столетий. Судьбы почти всех этих людей неразрывно связаны с предприятиями Осиповичского узла.
– Железнодорожная сага нашей семьи началась еще в начале прошлого века, когда мой дедушка, Иван Харитончик, в возрасте шестнадцати лет в 1921-м стал работать сцепщиком на станции Осиповичи, – рассказывает его внучка, начальник станции Гродзянка Ирина Харитончик. – Там же познакомился с бабушкой – Лидией Никитичной. Вместе они жили хоть и недолго (дедушка трагически погиб в 1933-м), но очень счастливо, растили сына Павла.
Одной с трехлетним ребенком на руках Лидии Никитичне было нелегко. Но это испытание судьбы лишь закалило ее характер. Даже во время войны в оккупации, работая кладовщиком-кассиром в местной железнодорожной столовой, не испугалась и втайне подкармливала узников гетто. Смелость кладовщика до сих пор помнят ветераны и подпольщики райцентра, а также некоторые выжившие в том самом Осиповичском гетто.
– Бабушка неохотно рассказывала о войне, – продолжает Ирина Павловна. – Но лично мне хорошо запомнилась квартира, в которой жила наша семья, когда я была маленькой. Оказывается, при фашистах в ней размещалась комендатура. Все стены изнутри были разрисованы пугающей свастикой, которую невозможно было скрыть никакими красками.
Тяжелая жизнь не прибавила здоровья Лидии Никитичне, но она сумела поставить на ноги единственного сына Павла, дождалась рождения внучек и правнуков.
Отец моей собеседницы – тоже железнодорожник. Заочно окончил отраслевой техникум (ныне – колледж) в Гомеле. Прошел путь от осмотрщика вагонов до заместителя начальника Осиповичского вагонного депо. На работе встретил свою вторую половинку – Зинаиду Николаеву, уроженку Гомельской области. Девушка – выпускница техникума – в то время только начинала трудиться в бухгалтерии предприятия. С 1959-го по 1977 год была главным бухгалтером в Осиповичской дистанции сигнализации и связи. находясь на заслуженном отдыхе, еще три года работала на станции Осиповичи – подготавливала специалиста на ответственную должность. Родители Ирины Павловны всегда принимали активное участие в общественной жизни своих предприятий, имеют многочисленные отраслевые награды, являются ветеранами труда. А Павел Иванович прослыл еще и выдающимся шахматистом в узле. Он охотно выступал на различных состязаниях и редко покидал их без наград. Зимой и летом любил посидеть с удочкой у водоема.
Семья вырастила двух дочерей – Светлану и Ирину, очень помогала в этом бабушка – Лидия Никитична. Именно она о железной дороге рассказывала внучкам с таким запалом, что магистраль нельзя было не полюбить. После школы девчонки нередко бегали смотреть на поезда.
Первой на железную дорогу пришла старшая дочь Светлана. Начинала проводником вагона грузопассажирского поезда. Затем заочно окончила отраслевой техникум в Бресте и БИИЖТ (ныне БелГУТ) в Гомеле, работала экономистом на станции. Ее супруг – Григорий Шебашев – личность в Осиповичах тоже известная. В различные годы он был ревизором движения в узле, заместителем начальника станции, а затем и возглавлял коллектив. После выхода на заслуженный отдых работал инструктором в дистанции сигнализации и связи. На двоих с женой Светланой посвятили магистрали более восьмидесяти лет.
– Я тоже с детства знала, что стану железнодорожницей, – говорит Ирина Павловна. – Окончила брестский отраслевой техникум по специальности «радиосвязь на железнодорожном транспорте». Около двух десятков лет была линейным электромехаником поездной радиосвязи на участках Осиповичи – Некраши, Осиповичи – Мирадино, Осиповичи – Гродзянка. Приходилось наравне с мужчинами обслуживать и ремонтировать специальные устройства и аппаратуру. Было непросто. Но мне очень нравилось.
В 1999-м Ирина Харитончик перевелась на должность дежурного по станции Осиповичи-2. А последние двенадцать лет возглавляет коллектив станции Гродзянка.
– Наша станция открыта для грузовых операций, – продолжает железнодорожница. – Всего у нас более 30 постоянных клиентов. Среди них предприятия не только Осиповичского района, но и соседних Червенского и Березинского: производственное унитарное предприятие «Нефтебитумный завод», ОАО «Червенский райагросервис», ДРСУ-31 РУП «Дорожно-строительный трест № 5», ДРС-121 – филиал КУП «Минскоблдорстрой», ГЛХУ «Осиповичский опытный лесхоз», ГЛХУ «Жорновская экспериментальная лесная база Института леса НАН Беларуси», ОАО «ФанДОК». Поэтому дел всегда хватает. Особенность коллектива заключается в том, что он преимущественно состоит из молодежи. Поэтому для них я стараюсь быть не только руководителем, но и наставником, другом.
Со своим мужем Ирина Павловна познакомилась тоже благодаря магистрали, когда еще студенткой проходила технологическую практику в дистанции сигнализации и связи. Александр Петрович работал тогда на этом предприятии электромонтером. Позже стал регулировщиком скорости движения, занимал различные должности в локомотивном депо Осиповичи.
– Что меня привлекает на железной дороге, так это отношение к человеку, – говорит собеседница. – Во-первых, созданы все условия, только трудись на совесть. Во-вторых, люди здесь подобрались такие, что работа строится на полном доверии.
Надежной опорой для Ирины Павловны в жизни и работе стал и сын Дмитрий. Женщина признается, что предоставила ему право самостоятельного выбора будущей профессии. И Дима пошел по ее стопам – после окончания школы поступил в брестский отраслевой техникум. Оттуда привез и жену Светлану, которая сейчас трудится диспетчером в дистанции сигнализации и связи. В нынешнем году она стала победителем дорожного конкурса «Лучший по профессии».
Дима тоже радует маму своими успехами. Несколько лет он помогал ей на Гродзянке: работал там дежурным по станции. Также занимался вопросами охраны труда, был общественным инспектором по безопасности движения поездов. Сейчас он – старший приемщик поездов ПКО объединенной станции Осиповичи.
– Конечно, прежде чем пойти работать на дорогу, я советовался с мамой, – говорит Дима. – Она предупреждала, что сложностей будет много, а фамилию нашу здесь хорошо знают. Поэтому всегда стараюсь быть достойным своих родственников.
Лучшие традиции этой семьи чтят и дети старшей сестры Ирины Павловны – Светланы. Они, как и Дмитрий, – железнодорожники в четвертом поколении. Племянник Павел – поездной диспетчер в Гомельском отделении магистрали. Его супруга Наталья – экономист гомельского филиала предприятия «Белинтертранс». Племянница Анна работает инженером по охране труда в локомотивном депо Осиповичи. Ее муж Вадим – начальник Осиповичского участка Могилевской дистанции защитных лесонасаждений. У каждой пары есть дети, а значит – и потенциальные продолжатели трудовой железнодорожной династии.
Андрей ИВУТЬ