Сентябрь
Чт
12
2024

С честью выполнили долг

На протяжении нескольких лет, ежедневно рискуя своим здоровьем, работали над устранением последствий самой крупной в мировой истории техногенной катастрофы сотни тысяч человек.

В зону ликвидации были прикомандированы специалисты различных отраслей народного хозяйства СССР, в том числе железнодорожники. В Воропаевской дистанции пути трудилось четыре участника ликвидации аварии.

Укладка стрелочного перевода военнослужащими 71-го отдельного путевого железнодорожного батальона (ОПЖДБ) в районе 4-го энергоблока

Укладка стрелочного перевода военнослужащими 71-го отдельного путевого железнодорожного батальона (ОПЖДБ) в районе 4-го энергоблока

Cутками напролет

В 1982 году поставчанин Владимир Романович был принят на работу монтером пути 8-го околотка Воропаевской дистанции пути. Спокойный по характеру, скромный и трудолюбивый, он решительно взялся за изучение новой для него профессии железнодорожника. За сравнительно короткий срок познал секреты путейского ремесла и стал монтером пути 4-го разряда. От работы молодому специалисту и его семье выделили служебное жилье. Как говорится – живи и радуйся.
Но в апреле 1986-го «рванул» реактор. И Владимира призвали в полк гражданской обороны. Полгода он с товарищами по подразделению занимался дезактивацией зараженной радионуклидами местности в районах отселения Гомельской области. Бульдозерами снимали широкие пласты «фонящей» почвы, которую на самосвалах увозили в специальные могильники. Песчано-гравийной смесью засыпали водные протоки, чтобы не дать радиации попасть в крупные реки, распыляли специальную жидкость на полях и проводили другие «реанимационные» действия. Трудились сутки напролет, не считаясь со временем и не заботясь о своем здоровье.
За самоотверженный труд Владимир Дмитриевич награжден нагрудным знаком «Участнику ликвидации аварии на ЧАЭС» и грамотой. Также он имеет и другие поощрения. После завершения «чернобыльской» командировки вернулся в дистанцию пути. Без отрыва от производства окончил Оршанский техникум железнодорожного транспорта и в 1993 году, после успешной сдачи испытаний, был назначен бригадиром пути 8-го околотка. Его бригада была в числе лидеров предприятия.
Однако полученные за время той командировки дозы радиации давали о себе знать. В 2004 году Владимир Дмитриевич вышел на пенсию по состоянию здоровья, имеет І группу инвалидности, однако не теряет оптимизма и постоянно интересуется жизнью Витебского отделения и всей дороги.

IMG_0010В зоне отчуждения

В апреле 1986 года радиоактивному загрязнению подверглась почти четверть территории Беларуси – особенно пострадали Гомельская, Могилевская и частично Брестская области. В опасной зоне оказались месторождения минерально-сырьевых ресурсов, около 25% лесного фонда и сотни промышленных предприятий. Из зараженной местности проводилась масштабная эвакуация населения.
Брошенные строения и другие материальные ценности, природные богатства оставались в зоне отселения без надзора. Ситуацией начали пользоваться мародеры. А в лесные массивы устремились грибники, ягодники, охотники и рыболовы, добыча которых позже оказывалась на рынках больших городов.
Чтобы не допустить распространения зараженных продуктов, в зону отчуждения направили милицейские подразделения. В числе многих нес службу и офицер транспортной милиции поставчанин Игорь Трофимов. В те времена еще не было МЧС, поэтому милиционеры осуществляли профилактику лесных пожаров, вели борьбу со стихийной вырубкой леса, его вывозом, производством пиломатериалов, их спекулятивной реализацией. Одним словом – обеспечивали правопорядок. Были у Игоря Петровича рейды и дозоры, патрулирования, погони и задержания.
Те, кому довелось побывать в чернобыльской зоне, помнят контрольно-пропускные пункты, которые устанавливались не только на центральных, но и на местных, даже на лесных дорогах. Потому что оставленные людьми деревни становились объектами пристального внимания «самоселов». Как правило, самовольно заселялись бывшие не в ладах с законом личности или бомжи. И с ними также приходилось работать милиционерам.
По окончании командировки Игорь Петрович вернулся к своей работе на транспорте, где трудился до 1991 года, до распада Союза. Правда, до этого ему еще раз пришлось побывать в зоне отчуждения.
После службы он устроился на работу в Воропаевскую дистанцию пути, где и трудился до конца декабря 2015 года. На предприятии его знали как самого опытного оператора дефектоскопной тележки. Сколько остродефектных рельсов выявил он за почти четверть века трудового стажа – сложно даже сосчитать. Скромный, щедрой души человек, он являлся настоящим кладезем знаний и опыта. Все это время вместе с женой Валентиной Александровной Игорь Петрович активно участвовал в художественной самодеятельности дистанции, становился лауреатом многочисленных конкурсов Витебского отделения и дороги. Его младший сын Александр – также железнодорожник.
Однако командировки в Чернобыль дали о себе знать. В 2015 году Игорь Петрович не прошел медкомиссию, получил инвалидность и в 58 лет был вынужден оставить работу и уйти на пенсию. А незадолго до публикации этого материала стало известно, что Игорь Трофимов скоропостижно скончался…

Бабчин - центр Полесского радиационно-экологического заповедника (2011 г.)

Бабчин — центр Полесского радиационно-экологического заповедника (2011 г.)

…А теперь – заповедник

Из-за радиоактивного загрязнения в Беларуси было ликвидировано более полусотни колхозов и совхозов и два десятка предприятий по переработке сельхозпродукции.
В июле 1986 года дежурный по переезду Воропаевской дистанции пути Иван Молчун был направлен в служебную командировку в зону отчуждения. Работал водителем на дезинфекционно-дегазационной передвижной установке в совхозе «Судково» Хойникского района.
За день приходилось проезжать по району 200 – 250 километров по зараженной местности и пыльным дорогам.
Из всех населенных пунктов Иван Аркадьевич часто вспоминает деревню Бабчин, которая тянулась вдоль его ежедневного маршрута движения. В мае 1986-го из нее «всего на недельку-другую» эвакуировали 700 человек. А когда ученые сделали замер – ужаснулись показаниям: на деревню высыпалось до 70% от всех радионуклидов, выпавших на остальную часть Беларуси. Теперь Бабчин – центр Полесского радиационно-экологического заповедника.
Позже Иван Аркадьевич вернулся в дистанцию пути. Работал добросовестно и старательно, неоднократно поощрялся грамотами и благодарностями. Однако в 2008 году получил инвалидность и был вынужден уйти на пенсию.

Спасли многих и многое…

Среди ликвидаторов последствий аварии был и я – ветеран Воропаевской дистанции пути.
Весной 1986 года, когда поступило сообщение, что воинам-железнодорожникам предстоит участвовать в ликвидации последствий аварии, я находился в служебной командировке на Севере. Когда вернулся в Минск, уже формировалась оперативная группа железнодорожных войск для проведения рекогносцировки на местности. в июне 1-я путевая рота была передислоцирована на станцию Вильча Юго-Западной магистрали. Оттуда выдвигались на другие объекты для проведения работ. В наши задачи входило восстановление железнодорожных участков, строительство новых путей, замена ядерного топлива в энергоблоках, поддержание в хорошем состоянии подъездных путей к 4-му энергоблоку.
За время работы в зоне ЧАЭС воины-железнодорожники вырубили 96 гектаров леса, разработали и уложили в пути 90 тыс. кубометров грунта, построили 11 малых железнодорожных мостов общей протяженностью 390 погонных метров, смонтировали свыше 100 стрелочных переводов.
Позднее пунктом дислокации нашей опергруппы стал поселок Карагод, что в девяти километрах от города атомщиков Припяти. В первый же день вместе с группой бойцов довелось вручную, без каких-либо кранов, поднимать сошедший с рельсов спецвагон с топливом. А уровень радиации на том участке был около двух рентген в час. Однако превышений полученных доз облучения у нас в опергруппе фиксировать было не принято. Личный состав с этой задачей справился успешно: срывов в подаче и уборке топлива не допустили.
Хочется поблагодарить всех ликвидаторов Поставщины, которые, рискуя своим здоровьем и жизнью, проводили необходимую работу и выполнили свой долг – спасли многих и многое от воздействия вышедшего из-под контроля атома.

Леонид СЕМЕНАС,
ветеран Воропаевской
дистанции пути, майор запаса, участник ликвидации
катастрофы на
Чернобыльской АЭС

Яндекс.Метрика