Долгая дорога к Победе

Ветеран Белорусской железной дороги Екатерина Чуяшкова – участница Великой Отечественной войны. Она и сегодня хорошо помнит, как в августе 1941-го в одиночку провела состав с военными от Чернигова до Щорса. Потом сопровождала бронепоезда на Курск, Москву, Сталинград, Златоуст, Ташкент, Харьков… Все время – на передовой, под бомбежками и вражеским огнем.

IMG_5832Невзирая на опаленную войной молодость и оставшиеся от ранений шрамы, Екатерина Никитовна всегда оставалась позитивным человеком. Она интересный собеседник, и в свои без малого 100 лет сохранила ясную память и бодрость духа. А вспомнить и рассказать ветерану войны есть о чем.
Родилась она 6 декабря 1916 года в деревне Даниловичи в большой и дружной семье. По призыву комсомола пришла на железную дорогу подсобным рабочим на станцию Гомель. Позже, когда уже была стрелочником, ее направили в Гомельский техникум железнодорожного транспорта на курсы помощников машиниста. После их окончания, 19 июля 1938 года, зачислили по полученной специальности в местное паровозное депо. В июне 1941-го за примерную работу Екатерину Чуяшкову поощрили путевкой в дом отдыха в Новозыбков.
– Я хорошо помню день 22 июня 41-го, – с дрожью в голосе вспоминает ветеран войны. – Приехала за отпускными, а получила приказ приступить к работе.
…Ночью 16 августа в Гомель въехали немецкие мотоциклисты. Екатерина вместе с дежурным по станции Сычевым сформировали сплотку из трех паровозов с семью вагонами и последними покинули станцию. Въехали на железнодорожный мост перед станцией Новобелицкая, а дальше движение закрыто – пути забиты составами. Машинист побежал к дежурному, но так и не вернулся…
– Более двух часов простояли на виду, под прицелами, – рассказывает Екатерина Никитовна. – На состав сбросили не один десяток бомб, но по мосту не попали. После того как пути немного разгрузили, прибежал дежурный, открыл семафор и сказал: «Езжай на Чернигов, мост будем взрывать». Я одна повела тяжелый состав вперед, оставляя в оккупации Гомель, свою деревню, близких и любимых. С первых дней войны на фронт ушли трое старших братьев. Двое – Иван и Ефим – погибли. Архип был тяжело ранен и пришел с войны инвалидом.
В Чернигове паровоз прицепили к воинскому эшелону, а Екатерине было приказано ехать в Щорс: «До Чернигова смогла, сможешь и дальше». Так, в одиночку, почти неделю без сна, под постоянными обстрелами она вела состав с военными. Там дали смену – машиниста Михедова и помощника, который слез с паровоза и больше не вернулся. Екатерина встала в пару к машинисту – и опять в путь, снова без сна и отдыха.
Под бомбежками и обстрелами водила санитарные поезда с ранеными. В одном из рейсов, перед Курском на станции Блохино, состав разбомбили. Михедов погиб, а Екатерине Никитовне осколками рассекло пальцы рук. Шрамы и сейчас напоминают о тех днях.
Потом с бригадой машинистов и отступающими воинскими подразделениями отправилась в Курск, обеспечивала на передовой дислокацию советских военных поездов. Оттуда направили в Елец, а потом – в Москву. На окраине города копала противотанковые рвы и окопы.
В 1942-м попала в паровозное депо Ртищево, где из квалифицированных специалистов формировали бригады для сопровождения бронепоезда. Зачислили на службу в состав 58-го отдельного дивизиона для работы на Юго-Западном фронте.
Бронепоезд отправляли в разные уголки Советского Союза – Сталинград, Златоуст, Ташкент, Купянск, Харьков… Везли пушки, боеприпасы, продукты питания, вывозили раненых. Составы водили только ночью. В дневное время эшелоны тщательно маскировали.
Под Харьковом бронепоезд разбомбили и бригаду Екатерины Чуяшковой отправили на Белорусский фронт. Вместе с войсками дошла до Щорса, а оттуда уже попала в освобожденный Гомель.
Екатерина Чуяшкова отмечена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За оборону Москвы», орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова. В 2003 году копилку наград пополнила медаль «Захиснику Вiтчизни» от президента Украины.
После войны особым распоряжением все женщины, работающие в тяжелых условиях, были переведены с паровозов на более легкий труд. Так Екатерина Никитовна оказалась в Гомельском резерве проводников. Непрерывный стаж ее работы на железной дороге составил 43 года, общий – ровно полвека. Она награждена медалью «Ветеран труда».
– Я благодарна всем работникам железной дороги за чуткость и внимание к ветеранам войны и труда, – говорит Екатерина Никитовна. – Мы отдавали свое здоровье и жизнь за нашу великую Родину. Очень хочется, чтобы страшного слова «война» будущие поколения никогда не знали.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика